«Королева китайского венчурного капитала»: история инвестора Кэти Сюй, которая вкладывает только в китайский рынок
Одна из самых успешных инвестиций Сюй и её фонда Capital Today — интернет-магазин JD.com. Сюй вложилась в компанию, когда там работало всего 50 сотрудников. В конечном счёте инвестиция принесла Capital Today $2,9 млрд.
Первые инвестиции Кэти Сюй сделала ещё в 1990-е годы. Чтобы помогать расти малому и среднему бизнесу в Китае, в 2005 году она основала инвестиционную компанию Capital Today.
Сюй специализируется на трёх сегментах рынка: товарах потребления, или потребительском секторе, розничной сетевой торговле и интернет-платформах.
В 2018 году она возглавила список Forbes «25 лучших женщин — венчурных инвесторов в Китае». Годом спустя Кэти Сюй вошла в десятку лучших венчурных инвесторов в «списке Мидаса» (Forbes Midas List). В 2020-м заняла там 14 место.
Детство и учёба
Кэти Сюй (имя при рождении Сюй Син) родилась в 1967 году в Дацзу, районе китайского города Чунцин. Её отец был главным управляющим автомобильного завода Sichuan Dazu Automobile. К нему часто приходили сотрудники завода с просьбами и жалобами, обсуждали качество товара, продажи и зарплаты.
Сюй любила слушать такие беседы и потом спрашивать отца, как управлять бизнесом. Позже она в шутку сравнивала эти разговоры с получением степени MBA.
В начале обучения Сюй не была примерной ученицей, но приложила все усилия, чтобы поступить в старшую школу. Сюй мечтала повторить путь отца и получить высшее образование. Она сдала экзамены в лучшую старшую школу, где готовили к поступлению в университет. Сюй считает это первым поворотным решением в жизни.
В 1984 году Сюй поступила в Университет Нанджунга по специальности «Английский язык и литература». Там преподавали учителя из Англии и Америки, и Сюй вспоминает, что общение с ними расширило её представления о мире и повысило самооценку. На первом занятии преподавательница-американка написала на доске: «Каждый из вас уникален, каждый из вас необыкновенный».
Сюй могла читать сутки напролёт, но не хотела посвящать жизнь литературе. Она ходила на занятия по экономике, хотя предмета не было в учебном плане.
Однажды вместо каникул она подрабатывала переводчиком для американца. Он приехал на переговоры с китайским государственным предприятием.
Иностранец жаловался на отсталость Китая и говорил, как он будет счастлив вернуться в Калифорнию. Сюй не выдержала: «Если бы вы посетили больного родственника и постоянно говорили ему, как вы рады, что вы здоровы, а он болеет, это разве было бы правильно?» Впоследствии она создаст компанию, которая поможет китайскому рынку.
Начало карьеры
Знание английского пригодилось Сюй, когда она строила финансовую карьеру. В 1988 году, по окончании университета, она начала работать кассиром в головном офисе Банка Китая в Пекине. Спустя три года её выбрали одной из трёх лучших сотрудниц среди 1500 работников.
В 1992 году правительства Китая и Великобритании разработали программу дипломированных бухгалтеров в Китае (UK Certified Public Accountants). Банк Китая предложил кандидатуру Сюй для вступительного экзамена. Она согласилась. Это второй решающий выбор в её жизни.
Сюй тогда ничего не знала о бухучёте и зазубрила учебник. Экзамен проходил на английском, что дало Сюй преимущество. Другие кандидаты разбирались в теме, но не знали языка.
Предпринимательница получила высокие баллы, и её направили в Price Waterhouse в Гонконге. Компания оказывала финансовые услуги: аудит, бухучёт. Здесь Сюй три года работала в должности аудитора начального уровня.
Она не владела кантонским диалектом китайского, на котором говорили в Гонконге. Кроме того, клиенты не обращались к ней из-за недостатка опыта. В компании сотрудники должны были делать почасовой отчёт о работе в конце каждого дня. Сюй же каждый раз оставляла белый лист бумаги, который нечем было заполнить.
Тогда она пришла к менеджеру по японским проектам и сказала, что ни она, ни японские клиенты не говорят на кантонском и что они могут общаться на английском. Постепенно у неё появились проекты и заполнилось расписание.
За трёхлетний период работы в Price Waterhouse я добилась наибольшего прогресса. Там я поняла, что работа требует не только усилий, но и всей твоей энергии. Как же заснуть, пока не выполнишь поручение начальника. Кэти Сюй
Уроки первых инвестиций
Инвестировать в новую категорию на рынке
В 1995 году Сюй устроилась менеджером по инвестициям в частную инвесткомпанию Peregrine в Гонконге. Здесь она провела свою первую сделку: вложилась в бутилированную воду от бренда Wahaha, которая тогда была новинкой в Китае.
Основатель Wahaha Цзун Цинхоу съездил в Париж и увидел, что местные пьют воду в бутылках. Он вернулся в Китай с целью создать там новый продукт.
Цинхоу собирался запустить три производственные линии, и ему нужны были деньги. Peregrine инвестировала $45 млн. Вторым инвестором выступила Danone. Она советовала запустить только одну производственную линию и посмотреть, будет ли спрос. Но Цинхоу считал, что нужно действовать быстро, ведь он создавал новую категорию на рынке питьевой воды.
Благодаря инвестициям Цинхоу запустил три производственные линии Wahaha Purified Water. Он также вложился в рекламу на телевидении, чтобы подогреть интерес покупателей.
Этот опыт определил подход Сюй к дальнейшим инвестициям: поддерживать предпринимателей, которые создают новую категорию на рынке. Тогда это было особенно важно. Рынок Китая развивался, формировался средний класс, менялся образ жизни, рос уровень потребления.
Как говорит Сюй, Цзун Цинхоу своим показал примером, что главный входной барьер в таком случае — скорость действия, быстро стать большим игроком.