«Компании, которые работают „как все“, вымрут». Основатель сервиса «Самокат» Родион Шишков — о будущем фудтеха и главных трендах ретейла
Три года назад Вячеслав Бочаров и Родион Шишков создали первый в России сервис формата dark store — «Самокат». Его курьеры развозят до 900 тыс. заказов с едой и товарами для дома в месяц, доставка занимает всего 15 минут. Шишков рассказал Inc., какие тренды влияют на рынок фудтеха и ретейл прямо сейчас, как поспевать за изменениями и почему без разработки собственных технологий это вряд ли получится.
Почему в будущее возьмут не всех
У меня короткий предпринимательский цикл — каждые 3-4 года я начинаю делать что-то новое. Я привык быстро выстраивать новые процессы, а в «Самокате» это нужно делать каждый день. Сервису чуть больше трёх лет, и за это время мы трижды поменяли технологический стек (обычно организации готовятся к этому годами). Примерно каждые два месяца у нас сильно меняется продуктовая архитектура (продукты добавляются, разделяются и т.д.).
Благодаря «Самокату» у меня появилась привычка быстро реагировать на изменения. Меняется рынок — для тебя это не новость. Меняется технология — для тебя это не проблема, потому что у тебя есть привычка быстро разбираться в новых рынках.
Предприниматель должен понимать, что происходит вокруг него, уметь быстро реагировать и меняться в зависимости от обстоятельств. В противном случае его ждёт много сюрпризов, а его проект обречен на быструю смерть.
Как избежать участи динозавров
Самостоятельно производить технологии
Всем компаниям из фудтех-сферы, которые хотят попасть в будущее, нужно научиться производить технологии. Неважно, какие именно — технологии управления транспортной логистикой или расчёта оптимальных температур при плавке металла. Главное, чтобы компания создавала их сама. Если она способна только пользоваться тем, что предлагает рынок, она не выживет.