«Коллекционер бабочек: Великий князь Николай Михайлович, энтомолог из династии Романовых»
Кто помогал князю исследовать бабочек

В 1900 году Зоологический музей Императорской Академии наук получил в дар одну из крупнейших в мире частных коллекций бабочек, которая содержала более 110 тысяч особей. А пожертвовал ее не кто иной, как представитель царской семьи. В книге «Коллекционер бабочек: Великий князь Николай Михайлович, энтомолог из династии Романовых» («Альпина нон-фикшн») биолог Максим Винарский и историк Татьяна Юсупова рассказывают об истории увлечения и успехах Николая Михайловича (1859–1919) в лепидоптерологии, а также о том, как он объединил вокруг себя таких же любителей насекомых. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, в котором великий князь привозит с Русско-турецкой войны коллекцию бабочек, пишет первую научную работу и находит себе помощников.
Первая научная статья и первый помощник. Гуго Кристоф
Юный великий князь не мог уделять много времени своему энтомологическому увлечению. Слишком плотно было расписано время его учебных занятий, слишком строго регламентированы часы отдыха. Такая возможность появлялась во время летних каникул, которые продолжались, правда, всего шесть недель. Как правило, братья Михайловичи проводили их в боржомском имении своего отца. Здесь наш герой увлеченно охотился на бабочек, собирал гусениц и выкармливал их в своих покоях в особых садках. Он возился со своей коллекцией, расправлял пойманных бабочек, насаживал их на тонкие энтомологические булавки, этикетировал, пытался самостоятельно определять. К его услугам превосходные знатоки и консультанты: два Густава Ивановича, веселый балагур Радде и сосредоточенный перфекционист Сиверс, к которым временами присоединялись Млокосевич или фон Хедеман. Он увеличивал свою коллекцию за счет обмена или даров, что-то, наверное, покупал у таких путешественников-собирателей, как Гуго Кристоф, а некоторые редкие экземпляры выписывал из-за границы у Штаудингера.
Страсть великого князя к бабочкам и пополнению своей коллекции ярко демонстрирует следующий факт его биографии.
В 1877 году началась очередная схватка двух империй — Российской и Османской. Основные ее события развернулись на Балканах. Но и Закавказью в этом военном противостоянии отводилась важная роль. Главнокомандующим Кавказской армией был назначен великий князь Михаил Николаевич. Вместе с ним на фронт отправился его старший сын, сопровождаемый завистливыми взглядами братьев, которых по малолетству на войну не брали.
Николай Михайлович участвовал в нескольких сражениях, рекогносцировочных походах, осаде турецкой крепости Карс. В его багаже были не только обмундирование, теплое белье и прочие принадлежности походного быта, но и энтомологический инвентарь, необходимый для пополнения коллекции чешуекрылых. Да, великий князь ухитрялся ловить бабочек, даже находясь на театре военных действий, и сетовал на то, что участие в походах не дало ему возможности собрать максимально полную коллекцию. Несмотря на специфические условия, он привез из Турции 119 видов чешуекрылых. Среди них был один новый род и вид бабочек, описанный доктором Штаудингером под названием Victrix karsiana (буквально — «Карсская победительница», явно в честь успехов русского оружия). Экземпляр нового вида великий князь поймал в собственной походной палатке. Николай Михайлович еще не чувствовал себя достаточно уверенно, чтобы по одной особи точно сказать, новый это вид или нет, поэтому отослал бабочку в Дрезден, и лавры открывателя достались Штаудингеру.
