Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Стелла Ильницкая. Верю в чудо
В моей жизни случалось много чудес. Если приглядеться, жизнь — это одно сплошное чудо, которого мы часто не замечаем. Шли девяностые годы. У нас тогда не было ничего. Ни дома, ни денег, ни постоянной работы. Я сегодня вообще не понимаю, как мы выжили. Но чудеса происходили регулярно.
Сегодня полным ходом идут съемки третьего сезона популярного сериала «Тест на беременность». Обычная практика больших проектов — если герой не нравится зрителям, сценаристы его «убивают»: не обязательно отправляют на кладбище, могут и в длительную командировку. Вашей старшей медсестре больницы Дине Рафаиловне это в ближайшем будущем явно не грозит.
— Да, зрители ее полюбили. За несколько месяцев до начала проекта мы сидели в кафе с моей дочерью Лянкой и ее мужем, режиссером Михаилом Вайнбергом, и он нам рассказывал об одном сценарии, который по-настоящему его увлек и который он собирался в ближайшее время снимать. Это был сценарий «Теста на беременность».
— Наконец-то хороший материал. Это то, что надо. И для тебя есть роль.
— Какая?
— Старшая медсестра.
Я удивилась. Ну какая из меня медсестра, да еще старшая? Но идея мне понравилась. Сходила в пару медицинских центров к своим друзьям врачам, чтобы присмотреться получше к их работе. И даже примеряла медицинские халаты. Идет время, а Миша все не зовет и не зовет на пробы. Однажды приехала к ним на дачу, и там мне случайно попался на глаза список тех, кого выбирали на роль старшей медсестры. Не удержалась, посмотрела. Меня там не было. Я расстроилась, положила список на место, но потом все-таки спросила Мишу:
— Ты передумал меня пробовать на роль? Почему?
— Не хочу, чтобы кто-то упрекал, что, мол, тащу в проект своих. На одну из ролей уже утвердили Лянку.
— Что же, мне теперь совсем у тебя не сниматься?
— Нет, почему? Я нашел для тебя другую роль. Маленькую, но интересную. Это бизнесвумен, которая оставляет своего ребенка в роддоме, пишет отказную. Там есть что играть, поверь.
На том и порешили. Миша уехал в Питер, где завершалась подготовка к съемкам, я осталась в Москве ждать своего часа. И вдруг звонок.
— Стелла, что ты делаешь завтра?
— До конца недели я совершенно свободна.
— Можешь приехать в Питер на пробы?
Выяснилось, что актрису, которая уже была утверждена на роль Дины Рафаиловны, не отпустил театр, и в авральном режиме снова начались поиски. Кроме меня пригласили еще трех актрис. Сцена для проб была выбрана драматичная. По сюжету моя героиня разрывалась между мужем и новой любовью, стояла перед дилеммой: сохранять тридцатилетний брак или получить право на личное счастье. Сердце пополам! Выложилась я так, что у меня подскочила температура. Почему-то было чувство, что роль моя!
— Съемки дались легко?
— До съемок я не успела прочесть сценарий, получила его только перед началом работы. Прихожу на площадку. Первая сцена: сидит такая мегера, старшая медсестра, всех строит, всеми командует, хамит и никого не боится. И я вдруг понимаю, что моя героиня совершенно не такая милая и душевная, какой я себе ее представляла, а совсем даже наоборот. К такому повороту событий я не была готова. Настолько, что онемела. Только открываю рот, чтобы сказать гадость, а у меня язык заплетается. Один дубль, второй, третий... От осознания того, что все это происходит на виду у всех, в первый день съемок, мне становилось еще хуже. Хорошее начало, нечего сказать.
Подошел Миша, посмотрел мне в глаза:
— Стелла, что с тобой?
— Не знаю!!!
Сцены, где моя героиня белая и пушистая, давались легко, там все было гладко. История о том, как Дина с мужем усыновили ребенка, стала просто подарком. Каким наслаждением было это играть! Однако эпизоды, где она на кого-то «наезжала», давались потом и кровью. Фразы, где грубила подчиненным, я учила чуть ли не по слогам. Но самым ужасным было то, что потеряла свой кураж.
Я была в отчаянии. А главное, не могла понять, что со мной происходит, откуда этот сбой? Хватаясь за любую соломинку, обращалась к разным специалистам. Был среди них даже гипнотерапевт. Он послушал меня, позадавал вопросы и после недолгого размышления изрек:
— С вами все нормально.
— Как нормально, если я текст запоминаю выборочно?!
И только один очень проницательный человек, выслушав мой сбивчивый рассказ, сказал, что у каждого наравне со светлой есть еще и темная сторона его личности. И скорее всего, я ее не принимаю.
А съемки тем временем шли полным ходом. Спасали меня только длительные прогулки по бесконечно красивому осеннему Питеру, во время которых я размышляла о темной стороне своей личности, которую отвергала столько лет в стремлении быть «хорошей девочкой», нравиться всем.
И вдруг поняла, что эта роль мне была дана для того, чтобы я наконец приняла и полюбила себя такой, какая есть, со всем своим несовершенством, перестала мучиться и начала жить. В это же мгновение я прекратила воевать со своей героиней, приняла и полюбила ее — эту хамоватую, жесткую, но в глубине души добрую и отзывчивую женщину.
Огромное спасибо Мише, что помог и поддержал меня в трудное время. Во многом благодаря ему эта роль получилась такой неоднозначной, харизматичной и живой. Хотя это ему стоило немалых трудов.
— Миша, я не могу быть стервой!
— Можешь, давай! Жестче, не улыбайся!
Результат порадовал нас обоих. И не только нас. А я думала, что меня закидают помидорами. И так же внимательно, бережно, терпеливо, с любовью он работал со всеми актерами, а они платили ему взаимностью. Он, конечно, режиссер от Бога. Большое наслаждение с ним работать.
— Второй сезон снимал другой режиссер, что, по моему мнению, отразилось на качестве.
— Сериал все равно смотрели, зрители полюбили наших героев. После первого сезона возникла пауза, продюсеры искали средства, долго писался сценарий, а наши поклонники подходили ко мне на улице, в метро и постоянно спрашивали: когда? Ожидание затягивалось. Не могу сказать, что второй сезон получился слабым, он стал просто обычным. В третий все же вернули Вайнберга. Когда я читала сценарий — в этот раз сделала это до начала съемок, не могла оторваться. Прочла на одном дыхании. Дай бог, чтобы удалось снять так же красиво, как написано! Мы долго этого ждали.
— «Здравствуй, мама!», где вы сыграли главную роль, прошел только по украинскому каналу?
— Нет, его показали и в России, но в дневное время, и он прошел у нас практически незамеченным.
По сюжету моя героиня, учительница литературы, уехала на шесть лет работать в Италию, все эти годы отсылала деньги семье, а потом вернулась к разбитому корыту. Муж за это время ушел к другой, родил ребенка, трое детей, оставшись без присмотра, пошли вразнос, младшая дочь забеременела и ждет от нее денег на свадьбу и квартиру... Сын-выпускник завел отношения со своей бывшей учительницей, старшая дочь ненавидит мать за то, что бросила семью и уехала. Все отдалились, стали чужими и ждут от нее только денег.
Она и сама себя винит в том, что произошло, в отчаянии уезжает к своему дяде в деревню, работает в местной школе и неожиданно находит там свое счастье. Вот такой счастливый финал у этой истории. Ко мне до сих пор подходят люди из СНГ и говорят спасибо за картину. Для бывших советских республик это больная тема. Зрители утверждают: вы рассказали про меня.
— Для России это тоже больная тема. Когда одна моя знакомая вернулась из Африки, где проработала два года, чтобы купить семье квартиру и машину, муж стал с ней разводиться и поделил все. Засылал даже судебных приставов к ее родителям, утверждая, что она прячет там «совместно нажитое имущество».
— Мне говорили, что на Украине такие истории случаются сплошь и рядом, поэтому тема болезненная. Авторы сначала написали двенадцать серий. Получилось очень здорово! Когда продюсеры их прочитали, попросили: а можно еще? Расширились до двадцати четырех. И снова: а можно еще? В итоге получился шестидесятисерийный проект. Помню, одна журналистка мне призналась: «Стелла, села посмотреть пару серий перед интервью с вами, но так затянуло, что муж грозится выгнать из дома за то, что уже несколько ночей смотрю сериал до четырех часов утра и плачу вместе с вашей героиней».
Великолепная получилась работа. Сериал показывали по всем украинским каналам в течение нескольких лет. Через год после премьеры мы с мужем решили поехать в путешествие на машине в Кишинев, откуда я родом, через Западную Украину. Маршрут лежал через Карпаты, куда я давно мечтала поехать. Такого узнавания у меня, без преувеличения, не было никогда! Останавливаемся по пути, заходим на рынок, идем по рядам и слышим шепоток: «Здравствуй, мама! Здравствуй, мама!»
Заплатить нам уже не давали, поклонницы сериала щедро осыпали нас подарками. Купить что-то было просто невозможно! Идешь по рынку, а за тобой выстраивается целый хвост из людей, и он все увеличивается. И все благодарят и чем-то угощают. Очень теплые и гостеприимные люди.
Ну и полицейские сквозь пальцы смотрели на наши мелкие нарушения. Один раз остановили и стали очень сурово и бескомпромиссно составлять протокол. Пока я ходила в машину за документами, муж по секрету сообщил им, что я «Здравствуй, мама!». Когда вернулась, один из них с недоверием спросил: «Вы правда «Мама»? Я не смотрел, но моя жена липнет к экрану каждый раз, когда ее показывают». И отпустили.
В Москве однажды ехала утром в метро — зима, холод. Закрыла глаза, пытаясь задремать. Вдруг кто-то тронул за плечо. Открыла глаза, стоит женщина и так робко спрашивает:
— «Здравствуй, мама!»?
— Да.
— Как же я вас люблю!
И слезы из глаз. Понятно, что любила она не меня, а мою героиню, но любовь досталась и мне. Эти трогательные моменты тоже часть нашей профессии — тебя не знают, но уже любят. И за это большое спасибо зрителям.
— В нескольких проектах вы снимались вместе с дочерью Лянкой Грыу. Правда, что Валерий Приемыхов утвердил на роль в фильме «Кто, если не мы» ее — маленькую девочку, а потом уж пригласил вас?
— Так и было. Валерий дружил с Владимиром Грамматиковым, в картине которого «Маленькая принцесса» Лянка сыграла одну из главных ролей. На премьере он подошел ко мне и сказал: «Буду снимать эту девочку». И ушел. Он вообще был немногословным. Прошло несколько лет, он написал сценарий, где специально прописал для нее роль.
В киноэкспедицию в Кострому я поехала вместе с Лянкой. В один прекрасный вечер к нам в номер постучали. Открываю — стоят режиссер с оператором. Валерий говорит:
— Стелла, мы узнали, что вы профессиональная актриса.
Они об этом даже не подозревали. Ну ходит тут мама, с ребенком приехала.
— Да, а что?
— У нас не приехала на съемки актриса. Она должна была сыграть учительницу физкультуры. Не могли бы вы ее заменить?