Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Елена Сухова/архив «7 Дней»

«Я заметила за соседним столом молодого человека, пристально на меня смотревшего. Стала намеренно подносить к губам чашку таким образом, чтобы было видно мое обручальное кольцо. Мол, незачем так смотреть, я замужем. Но он по-прежнему не сводил с меня глаз. Мне стало неловко, я засмущалась и ушла. На следующий день звонок домой: «Это говорят с «Мосфильма». Вы можете к нам приехать на фотопробу?» Приехала и в кабинете увидела Андрея Тарковского», — рассказывала актриса Ирина Мирошниченко.

— Ирина Петровна, почему вы не отмечаете свой юбилей в стенах МХТ, в котором работаете больше полувека, можно сказать — всю свою жизнь?

— Объясню просто. Сначала я не хотела ничего отмечать... Я родилась в июле, а в этот месяц все в отпусках, прежде всего мой родной и любимый театр МХТ. Но я представила себе — проснуться в свой день рождения и ничего не делать... От этой мысли стало грустно. Я поняла, что должна встретить этот день со зрителем, в работе, в ощущении полета. Так что юбилей в стенах родного театра отмечу обязательно!.. Я вообще привязываюсь к местам и постоянно возвращаюсь туда, где со мной происходило что-то важное. Например, куда бы я ни направлялась на своей машине, при малейшей возможности выстраиваю маршрут так, чтобы оказаться на Тверском бульваре, проехать мимо бывшего своего дома. Мой первый адрес — Тверской бульвар, дом 12, квартира 6...

— Ваше детство прошло там?

— Да, я вспоминаю себя маленькую, как я выходила из подъезда, потом перебегала трамвайные пути. Мама, папа и брат всегда меня предупреждали: «Осторожно, трамвай!» Но его трудно было не заметить: вагоновожатый звонил «тр-р-р-р-р»... На бульваре я садилась на скамеечку и готовила уроки, потому что дома было негде: маленькая комната — девять метров, там особо не позанимаешься. Мне очень нравилось на улице, на нашем бульваре! Я даже мечтала там, на скамейке Тверского бульвара, когда-нибудь заночевать: закутаться в одеяло и смотреть на небо, а утром встретить солнце... Лет мне было тогда совсем мало...

Часто я проезжаю и мимо нашей школы № 119, в которую ходила дворами. Ближе всего было через стройку. Там строился цирк, а потом в этом здании разместился МХАТ, куда впоследствии я попаду в качестве актрисы и буду играть на этой сцене. Вот парадокс! Я отодвигала доску в заборе, просачивалась в образовавшуюся дырку, после чего нужно было быстро пробежать мимо сторожа и его огромной овчарки до противоположного забора, где тоже была дырка, а там уже и двор школы. Однажды я не успела: сторож свистнул, овчарка — за мной. Я мигом взлетела на забор, но она меня все-таки тяпнула: то ли за каблук, то ли за портфель, но не укусила, слава богу. Как же я визжала! Думала — все, больше на стройку ни ногой. Но через пару дней снова стала пользоваться дыркой в заборе. Вот это — мое детство! Сейчас все дворы закрыты, кругом шлагбаумы, металлические двери и кодовые замки. А в моей памяти остались зеленые московские дворики, где повсюду можно было пройти, где все соседи друг друга знали. Тверской бульвар жил как единый организм, все было на виду: кто пироги печет, у кого свадьба или развод...

Ирина Мирошниченко с мамой Екатериной Антоновной, 40-е годы

— Судя по тому, какое образование вам дали родители, вы были усидчивой домашней девочкой...

— С одной стороны, жили мы очень скромно. Но при этом ко мне приходил учитель французского языка, которого мама с папой оплачивали из своей крошечной зарплаты. Кроме того, в нашу девятиметровую комнату они умудрились поставить пианино! Я сейчас сама не понимаю, как это было возможно! В комнате, кроме инструмента, помещалась моя тахта, круглый стол, шкаф с посудой, в нише — диван, на котором мама с папой спали. В углу стояли огромное зеркало и тумбочка с телевизором, малюсенький экранчик которого увеличивала линза с водой. Еще у нас был широкий подоконник, и там постоянно сидел кот. Места для кровати моего брата Рудика в комнате просто не было, и он спал в коридоре за занавеской. Причем это был общий коридор, но соседи не возражали. Мы с ними жили дружно. И когда к нам гости приходили, соседей тоже приглашали за стол, всем хватало места. Я была очень счастливым ребенком, росла в атмосфере тепла, любви и нашей скромной обстановки не замечала. Хотя, наверное, брат Рудик замечал. Он-то знал другую жизнь: Рудик у мамы от первого брака, она была замужем за военачальником Иваном Игнатьевичем Толпежниковым. В той, прежней жизни вся наша квартира принадлежала маминой семье. У маминого мужа были адъютант, домработница, шофер, личный автомобиль. А потом Толпежникова арестовали и расстреляли, и в одночасье все изменилось. Слава богу, что не тронули маму и Рудика. Хотя как не тронули... Маму исключили из студии Таирова, а она так мечтала стать актрисой! И кстати, сына назвала в честь своего кумира Рудольфа Валентино — звезды немого кино. У мамы были друзья — Серафима Абрамовна Кричевская и Иван Иванович Чувильчиков. И они ее, жену врага народа, устроили в Колонный зал Дома Союзов, а это же была главная концертная площадка страны! Мамина должность называлась «работник массовой культуры». Это примерно то же самое, что нынешний шоумен. Вовлечь людей в действие, развеселить, объединить. Ну сплошная импровизация! Маме эта работа нравилась. А потом она вышла замуж за моего папу и родилась я. Вероятно, Рудику все эти перемены в жизни нелегко дались. Потом всю жизнь он думал о том, как важно крепко встать на ноги... Когда брату исполнилось 16 лет, он объявил: «Пойду работать». Рудик обожал машины — наверное, с тех пор, как катался с водителем на черной «эмке» своего отца. И вот брат сам решил стать шофером: не журналистом, не ученым, хотя у него были потрясающие знания, он мог поступить куда угодно. Устроился рядом с домом, на площади Пушкина, в «Известия». И проработал там всю жизнь.

— Вы родились в тяжелое военное время, хотя вряд ли запомнили его — слишком были маленькой. Но родители, наверное, что-то вам рассказывали...

— Папа был в учебной военной части в Кубинке, и мама туда к нему приехала повидаться. Они ночевали в землянке, а когда утром вышли оттуда, оказалось, что никого нет в живых. Близко подошли немецкие танки, командиры всех подняли в бой, а ружья-то были учебные... Почти сразу в Кубинку подвезли пополнение и раненых. Маме сказали: «Становись быстро к плите и свари что-нибудь. Больше некому этим заняться». Мама приготовила огромную кастрюлю еды. Потом папе сказали: «Сейчас на станцию придет товарняк, отправляйтесь с женой в эвакуацию». Но маме нужно было Рудика в Москве забрать. Дали ей полуторку, она на ней туда и обратно съездила, к товарняку еле успела. По перрону как раз шел папа с каким-то мешком. Оказалось, там сахар целыми кусками, как тогда говорили, головами. Папе дали его с собой в дорогу. Ведь деньги во время войны почти потеряли смысл. Ценились продуктовые карточки и еда. Папу вскоре с поезда сняли и отправили на фронт, где он провоевал до Победы. А мама с Рудиком добрались до Сибири, минимум продуктов получали по карточкам и жили там отчасти за счет того самого сахара. Мама ходила на рынок и меняла свои вещи и сахар на еду. И вот однажды она взяла мешок, а там набита вата, тряпки, какая-то бумага. Сахара нет! Она — к Рудику: «Это ты взял сахар?» А он: «Я раздал ребятам. Прости...» Для мамы это было как удар под дых. Она сама отличалась добротой и хлебосольством, но... Непонятно было, как дальше жить, как кормить сына и меня, которая только-только родилась...

Папа Петр Исаевич. Фото: из архива И. Мирошниченко

А ведь я могла и не родиться. В Новосибирске, когда мама была беременна мной на раннем сроке, она встретила свою подругу, актрису Лидию Смирнову, с которой они учились вместе на курсе у Таирова. Они дружили. Годом раньше, когда Смирнова снималась в фильме «Моя любовь», мама дала ей для съемок белую заграничную футболку. Героиня Смирновой Шурочка практически весь фильм в ней ходит... А тогда, в 1941-м, в Новосибирске находились съемочные группы «Мосфильма». И Лидия Николаевна предложила моей маме: «Катя, давай я и тебя устрою сниматься в массовку? Только для этого надо избавиться от ребенка. (Пауза.) Ну зачем тебе сейчас его рожать?» Время действительно было настолько трудное, что никто бы маму не осудил, если бы она решилась на это. Она потом мне признавалась: «Доченька, да, были у меня сомнения... Война. Папа неизвестно, вернется ли с фронта... Никаких вестей». Она пошла к какой-то знахарке, но в последний момент, когда там все это увидела, быстро встала и как вихрь оттуда умчалась! И это мое, да и ее счастье! Мама меня любила безмерно, как и я ее. Всю жизнь.

— Это ваша мама воспитала в вас любовь к искусству? Наверное, ей хотелось, чтобы вы реализовали то, что не получилось у нее...

— Мама никогда мне такого не говорила: вот, у меня не получилось, значит, актрисой будешь ты. Но, может быть, энергетически подспудно мне это передавала. Мы с ней постоянно были вместе. Ходили в театр, на концерты, и мама мне объясняла, что сделано хорошо, как ей казалось, а что плохо. А сколько она мне рассказывала! Какие имена называла: Охлопков, Завадский, Таиров, Алиса Коонен. Великие люди, которые теперь для нас стали легендами... И вот я поступила в Школу-студию МХАТ. Там мне очень пригодились ее рассказы и... французский язык, которому меня учили. В Театральной библиотеке я брала под расписку парижский журнал Cine?monde, читала статьи и рассматривала фотографии. Как выглядят французские актрисы, в каких ролях снимались, как одеты, как накрашены, какие у них прически, выражение глаз... Я все впитывала как губка. И это был уже совсем другой мир, чем тот, о котором рассказывала мне мама. Западный мир! Я слушала французскую эстраду, песни Азнавура, Беко, Брассанса... Видела фильмы «Мужчина и женщина», «Рокко и его братья». И сам МХАТ, где я всю жизнь потом проработала, был уже совсем не тот театр, каким знала его моя мама. В Школе-студии МХАТ зародился будущий театр «Современник», который создал Ефремов и его соратники, прежде всего Олег Павлович Табаков, Галина Волчек, Игорь Кваша... Да, там учился и работал Алексей Баталов, которого на днях, к огромному горю, не стало. Именно у таких людей я училась, как можно играть, не играя, а просто жить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были» Виктор Мережко: «Могу только догадываться, что отношения у Гундаревой и Шакурова были»

Шакуров очень крутого нрава мужик, а с Наташей у него была полная гармония

Караван историй
Движение вверх Движение вверх

Почему современные мегаполисы должны делать ставку на вертикальный рост?

Ведомости
Александр Цыпкин: «Блокирую всех, кто не выказывает восхищения. Почти...» Александр Цыпкин: «Блокирую всех, кто не выказывает восхищения. Почти...»

Слово «неудобно» вообще не про меня

Караван историй
Энергостратегия-2050: поддадим газу, дадим угля! Энергостратегия-2050: поддадим газу, дадим угля!

Перспективы развития топливно-энергетического комплекса России

Монокль
Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться» Инна Ульянова: «Мы, женщины, любим обманываться»

«Ее Маргарита Павловна чуть было не погубила всенародно любимый фильм»

Коллекция. Караван историй
Четко по телу Четко по телу

Как «сбросить апельсиновую корку» с кожи?

Лиза
Апрель: «нашествие» хохлаток Апрель: «нашествие» хохлаток

Хохлатки-эфемероиды — радостный вскрик пробуждающейся природы

Наука и жизнь
Добавь изюминку Добавь изюминку

Как быстро и бюджетно преобразить дачный интерьер

Лиза
Предотвратить сосудистый взрыв Предотвратить сосудистый взрыв

Новый простой и эффективный способ оценки риска разрыва аневризмы брюшной аорты

Санкт-Петербургский университет
Бурялом Бурялом

Перед ним появилась огромная голова зверя с вытянутой мордой и острыми ушами...

Наука и жизнь
Вступление в брак может повысить риск деменции: шокирующие выводы ученых Вступление в брак может повысить риск деменции: шокирующие выводы ученых

Как счастливая семейная жизнь может быть связана с когнитивными способностями?

ТехИнсайдер
От мела к модели: как искусственный интеллект перестраивает образовательный процесс От мела к модели: как искусственный интеллект перестраивает образовательный процесс

ИИ вошел во многие сферы жизни. Не избежала его и система образования

ТехИнсайдер
Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!» Павел Ворожцов: «Я талантливый и скромный!»

«Люблю повторять слова, что актерство — это ходьба по канату»

Караван историй
Чёрная дыра по соседству? Чёрная дыра по соседству?

Может ли рядом с нами находится еще одна сверхмассивная чёрная дыра?

Наука и жизнь
Право на смелость Право на смелость

Певица Люся Чеботина и психолог Анетта Орлова — о любви к себе и сепарации

Psychologies
Как преобразить ногти за 30 дней: советы мастера маникюра Как преобразить ногти за 30 дней: советы мастера маникюра

Как укрепить и подпитать ногти всего за четыре недели?

VOICE
Культурный виноград появился на Сардинии больше трех тысяч лет назад Культурный виноград появился на Сардинии больше трех тысяч лет назад

Самый ранний культурный виноград выращивали на Сардинии

N+1
Ценный попутчик Ценный попутчик

Как путешествовать с собакой без стресса

Лиза
Как подключить и заменить праймер на бензопиле — простая инструкция Как подключить и заменить праймер на бензопиле — простая инструкция

Инструкция, как заменить праймер на бензопиле

CHIP
Малая и средняя конкуренция Малая и средняя конкуренция

Субъекты малого и среднего бизнеса видят усиление конкуренции. Итоги мониторинга

Ведомости
Пасту для ассирийских табличек для письма сделали из воска и аурипигмента Пасту для ассирийских табличек для письма сделали из воска и аурипигмента

Чем покрывали деревянные дощечки для письма в Древней Месопотамии?

N+1
3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь 3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь

Решение сменить работу связано с финансовым риском. Как его не допустить?

Inc.
Нашу ближайшую соседку галактику Малое Магелланово Облако рвет на части Нашу ближайшую соседку галактику Малое Магелланово Облако рвет на части

Притяжение Большого Магелланова Облака может разрывать Малое Облако на части

ТехИнсайдер
Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец Исследователи обнаружили, что черные дыры могут помочь в процветании жизни, а не положить ей конец

Черные дыры могут быть не такими губительными для жизни, как предполагалось

Inc.
Кто такие «бежевые» мамы и чем опасен новый тренд? Кто такие «бежевые» мамы и чем опасен новый тренд?

Почему «бежевое материнство» стало популярным и в чем его опасность для ребенка?

VOICE
«Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией «Я всегда побеждаю»: как французская актриса Сара Бернар сделала себя сенсацией

История суперзвезды рубежа XIX-го и XX веков Сары Бернар

Forbes
Химики надышали аммиака в микрокапли воды Химики надышали аммиака в микрокапли воды

Что они представляют собой заряженные частицы, детектируемые с микрокаплями воды

N+1
Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века» Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Эссе из сборника «О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Правила жизни
Открыть в приложении