Приятельница из мира кино предупреждала: «Галя, вас возненавидят за эту роль!»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Галина Сазонова: «Узнают меня прежде всего по «Молодежке»

«...Когда я снималась в этом сериале, моя приятельница из мира кино предупреждала: «Галя, вас возненавидят за эту роль!» Но ничего подобного не произошло. Меня любят, ко мне подходят, благодарят. Одна женщина как-то сказала: «Спасибо вам большое, вы показали такую материнскую любовь!»

Беседовала Елена Ланкина

Фото: М. Судоргин/телеканал СТС

Галина, вы как-то обмолвились, что у вас не очень актерский характер. Что имели в виду?

— Наверное, актер должен очень хотеть стать известным и стремиться играть как можно больше, главные роли. Не могу сказать, что я этого не хочу, но для меня жизнь всегда была шире, чем профессия. Может быть, это моя проблема, а может быть, и счастье. Не знаю.

— Зато наверняка знаете, зачем люди идут в актеры! Ведь вы не только востребованная актриса, но и педагог с многолетним стажем работы, профессор Щукинского театрального института. На собеседованиях, должно быть, спрашиваете абитуриентов: «Зачем вы тут?»

— Спрашиваю, и некоторые ребята признаются, что хотят сниматься, хотят славы. А другие отвечают, что им просто интересно попробовать себя в этой сфере, потому что они всегда кого-то изображали. Но большинство абитуриентов довольно смутно представляют, что их ждет в театральном вузе.

Помню одного мальчика из Калининграда. Он был очень вялым и невыразительным на занятиях по актерскому мастерству. Однажды мне это надоело, я его расшевелила как следует, и он вдруг так страстно сыграл этюд, что даже заплакал. А потом спросил растерянно:

— Галина Петровна, это что, всегда так надо?

— Да, деточка, образно говоря, вскрыл вену и, когда кровь полилась, пошел кормить ей зрителя. А как ты хотел? Актер должен тратить свои нервы, кровь.

Этот мальчик не доучился, ушел. С каждого курса всегда кто-то отсеивается. И далеко не все выпускники идут работать по профессии. Если на курсе таких набирается человек пять — десять, это считается очень хорошим результатом. Иногда сами студенты в процессе учебы приходят к выводу, что занимаются не своим делом, иногда ошибаются педагоги — выбирают не тех, кого надо.

— В вас они не сразу разглядели актерский талант. В театральный вы поступали два года и в первый год провалились?

— Из-за собственной лени, потому что толком не подготовилась. Собиралась-то я в медицинский институт.

— Вот отсюда поподробнее!

— Семья моя не была связана с искусством: папа работал водителем, мама бухгалтером. И я не мечтала об актерской карьере, не занималась в театральном кружке, не играла в школьных спектаклях. Правда, очень любила веселить ребят на уроках, из-за чего часто получала замечания за поведение. Одна учительница как-то съязвила: «И почему ты Сазонова? Тебе бы больше подошла фамилия Обезьянкина».

В конце восьмого класса случилась смешная история. Классный руководитель раздала нам анкеты «Кем вы хотите быть?». Я спросила:

— А что писать, если я не знаю?

— Нет, ты должна знать! Подумай, Галя!

Долго я не раздумывала и написала: «Хочу быть разведчицей или актрисой». После чего разразился скандал. Маму вызвали в школу, где заявили: «У вашей дочери нездоровые интересы». Она отнеслась к этому с юмором. А всерьез я задумалась о профессии в десятом классе и решила стать врачом.

В медицинском институте экзамены были в августе, в театральных вузах — намного раньше. Вскоре после выпускного вечера я пришла в школу сдать какую-то книжку и встретила одноклассницу Олю.

— Ты куда поступаешь? — спросила она.

— В медицинский. А ты?

— В театральный.

— Как интересно! Возьми меня с собой!

— Да пошли.

— А что надо сдавать?

— Басню, прозу, стихи.

Какие-то басни и стихи мы знали, потому что учили их по школьной программе. С прозой было сложнее. Узнав, что Оля выбрала отрывок из романа «Война и мир» «Наташа Ростова у окна», я решила взять похожий — «Наташа в гостях у дядюшки».

Сначала мы с Олей пришли к Щукинскому училищу и увидели огромную толпу. Очереди я не люблю и сразу сказала: «Я здесь стоять не буду, пойдем куда-нибудь еще!» Мы пошли в Щепкинское. Там все быстро проходило, заполнил анкету — и вперед. Из нас тут же сформировали десятку, посадили в зале. Олю вызвали первой. Она кое-как прочитала басню и стихи, после чего какой-то педагог в очках сказал: «Ладно, с этим все понятно. Что у вас еще? Наташа Ростова у окна? Давайте Наташу». И тут я открыла томик Льва Толстого и поднесла подруге. Педагог выпучил глаза:

— Как, вы не знаете отрывок наизусть?!

— Нет, — пролепетала Оля.

— А вы, девушка? Тоже не знаете?! Вон отсюда!

— Можно, мы завтра придем?

— Нет, через год!

Из Щепкинского нас выгнали с позором. На следующий день, чуть-чуть подучив «программу», мы потащились в ГИТИС. Там Оля отсеялась, а я осталась и чудесным образом дошла до конкурса к Андрею Александровичу Гончарову. Думаю, я была смешная, этим и подкупила приемную комиссию. Все смеялись, когда я читала басню и стихи. А когда через пень-колоду начинала читать Наташу, вспоминая текст, то слышала: «Ладно, переводим тебя на следующий тур. Только выучи отрывок».

Очнулась я на конкурсе и поняла, что сглупила. Со мной поступали замечательные ребята с необыкновенными программами, песнями под гитару, мне запомнились Антон Табаков и Люба Руденко. А у меня были только школьные стишки и басни и так и не выученная проза. В день конкурса Гончаров летел из Сочи в Москву и очень сильно опоздал. Мы ждали его с девяти утра до четырех часов дня. Из-за того что он опоздал и, видимо, очень устал, Андрей Александрович очень быстро слушал абитуриентов, почти сразу останавливал. Все говорили: «А у меня еще есть то-то и то-то. Послушайте!» Но он не реагировал. Со мной все было наоборот. Я вспомнила все басни, которые знала, все стихи. А Гончаров гнал: «Дальше, пожалуйста, дальше...» И в какой-то момент я остановилась и сказала:

— Все.

— Что значит все? У вас больше ничего нет?

— Нет.

Так я провалилась.

1984 год. Фото: из архива Г. Сазоновой

— Гончаров не гневался?

— Нет, но был очень удивлен. Он улыбался, слушая меня и глядя на меня, а теперь выглядел ужасно разочарованным.

В тот день я заявила родителям, что не буду поступать ни в какой медицинский, пойду в театральный.

— А они?

— Сказали, что я сошла с ума, и посоветовали одуматься. У моих родителей была тяжелая жизнь, и для меня они желали лучшей доли и какой-то серьезной профессии. Папа в 12 лет остался сиротой и попал в детский дом. Его отец погиб в 1941-м, а мама умерла вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Моя мама совсем девчонкой пережила ужасы нацистской оккупации и чудом осталась жива. Немцы чуть не сожгли в сарае всю ее семью. Один из маминых братьев родился инвалидом, потому что фашисты избили его мать, мою бабушку, на седьмом месяце беременности. Били ее ногами, тазами. А мою маму и другого ее брата они однажды чуть не закололи штыками, когда те спрятались в сене.

— Вы сказали «чуть не сожгли». Как же спаслась ваша семья?

— Немцы, получившие приказ сжечь русских, жили в нашем доме, бабушка их кормила. Им, видимо, нелегко было это сделать. В тот день они страшно напились и повалились спать, а утром в деревню пришли наши. Фашистов отвели за сарай и расстреляли. Народ хотел их растерзать, был готов зубами загрызть...

Станислав Федосов, Галина Сазонова, Елена Степаненко, Марина Перепечай, Игорь Рух, Евгений Петросян, 1985 год. Фото: из архива Г. Сазоновой

— Так вы послушались родителей?

— Формально послушалась, но в медицинском институте завалила экзамен и пролетела. После чего в течение года готовилась к поступлению в театральный и работала лаборантом в Институте медицинской генетики. Там я заинтересовалась опытами, которые проводили ученые, и принимала в них участие, проводила одну специфическую операцию на мышах. Получалось это, видимо, неплохо, потому что заведующий лабораторией предлагал мне поступить на биофак Уфимского университета. У него там были связи, он обещал, что меня обязательно возьмут. Но я пошла в театральный.

— Во второй раз поступать было легче, чем в первый?

— Ну как вам сказать... Сначала я пришла в Школу-студию МХАТ. Абитуриентов слушал Леонид Харитонов. Мне он сказал: «Вы, конечно, имеете право учиться, но девочки такого плана, как вы, у меня уже есть. Поэтому я ничего не могу вам гарантировать, идите в другие театральные институты». Я и пошла. В ГИТИСе пролетела, а в Щукинское как-то очень быстро поступила. Видимо, здесь мой дом. У каждого актера он свой.

В списке абитуриентов, принятых в вуз, моя фамилия стояла последней. Но училась я на отлично и окончила Щукинское с красным дипломом.

На третьем курсе меня пригласили в Театр имени Пушкина — на главную женскую роль в спектакле «Закон вечности» по роману Нодара Думбадзе. Я репетировала с Александром Шалвовичем Пороховщиковым, играла юношескую любовь его героя. Могла попасть и в Театр Вахтангова. Его худрук Евгений Рубенович Симонов ставил у нас на курсе дипломный спектакль и специально взял на меня и моего однокурсника Евгения Князева пьесу «Сенсация», с прицелом на то, что она будет идти у него в театре. Но сыграть в этих постановках мне не довелось, потому что на четвертом курсе я родила сына, и жизнь моя резко изменилась.

— Не жалели о том, что так получилось?

— Знаете, однажды, много лет спустя, меня пригласили на передачу «Хозяйка судьбы». Я сказала: «Послушайте, вы обратились не по адресу. Я себе совершенно не хозяйка, живу так, как ведет Господь. Наблюдая, как некоторые люди строят свою жизнь, думаю, что тоже много чего могла бы сделать в этом плане, но понимаю, что на все воля Божья». Тогда я чувствовала, что семья, ребенок важнее каких-то профессиональных успехов.

— Кто был вашим избранником? Где и как вы познакомились?

— Это произошло еще в школе. Эдуард пришел к нам в девятом классе, когда его школа закрылась на ремонт. И я навсегда запомнила, как он смотрел на меня на линейке 1 сентября. Возникший между нами взаимный интерес заметили ребята, и нас очень быстро стали воспринимать как пару. Если Эдик отсутствовал, меня спрашивали, где он. Я сердилась, ведь между нами ничего не было. Но когда Эдика поддразнивали, что я, дескать, его будущая жена, он в ответ только улыбался.

— Быть может, и сам так думал?

— Не знаю. После школы мы почти год не виделись. А потом Эдик позвал меня на день рождения, и после этого мы начали встречаться и больше не расставались. Он был со мной в Щукинском, когда зачитывали список принятых. Я просто умирала с каждым именем. Счастливчиков называли и называли, но меня среди них не было — как уже говорила, я была последней в списке, — и Эдик приобнял меня и взял за руку, чтобы успокоить. Поженились мы, когда я была уже глубоко беременной.

Беременность протекала не совсем обычно, и я долго не подозревала о своем положении. И слава богу. Я ведь была очень увлечена репетициями в театре и подготовкой дипломных спектаклей и, чего доброго, могла бы избавиться от ребенка.

Мы праздновали в Театре Вахтангова 23 октября 1981 года день рождения Щукинского. После выступления на сцене я вместе с однокурсниками отправилась на самый верхний ярус, где были наши места. Там было очень душно, и в какой-то момент я вдруг осела на пол и потеряла сознание. Паша Русланов вынес меня в коридор на руках. Обморок я себе объяснила переутомлением, потому что катастрофически не высыпалась и не отдыхала. Каждый день вставала в семь утра. Сначала ехала в институт, после занятий отправлялась репетировать в Театр Пушкина и домой возвращалась в двенадцать ночи.

К гинекологу я пришла только в январе и на голубом глазу стала рассказывать об огромной нагрузке, от которой, очевидно, случился гормональный сбой. «Хорошо, давайте вас посмотрим», — улыбнулась она. Посмотрела, подняла на меня во-о-от такие глаза и сказала: «Деточка, да вам надо рожать!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания» Юлия Галкина: «В кино самое главное — компания»

Горжусь, я единственная актриса — кандидат наук

Коллекция. Караван историй
Шерстяное овцеводство: быть или не быть Шерстяное овцеводство: быть или не быть

Что может способствовать возрождению сектора производства шерсти?

Агроинвестор
Елена Полянская: «Для «Девушек с Макаровым» пришлось разучиться водить автомобиль» Елена Полянская: «Для «Девушек с Макаровым» пришлось разучиться водить автомобиль»

Я так и не смогла вспомнить ни пробы, ни роль, на которую претендовала

Караван историй
Времена года повлияли на моральные ценности американцев Времена года повлияли на моральные ценности американцев

Одобрения сплачивающих моральных ценностей зависит от времени года

N+1
Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама» Ксения Трейстер: «Я знала, что за меня никто не попросит, поэтому однажды попросила за себя сама»

Римас Владимирович, посмотрите меня! Наташа Ростова — это я!

Караван историй
Правильный гардероб: писательница Вера Богданова — о стиле Бритни Спирс, фраке Мармеладова и своей любви к «леопарду» Правильный гардероб: писательница Вера Богданова — о стиле Бритни Спирс, фраке Мармеладова и своей любви к «леопарду»

Писательница Вера Богданова — о любви к казакам и пижамам

Правила жизни
Павел Ворожцов. Служебный роман Павел Ворожцов. Служебный роман

Как Павел Ворожцов понял, что стоит научиться держать себя в руках

Караван историй
Ошибка 504 (Gateway Time Out) Ошибка 504 (Gateway Time Out)

Ошибка 504: Что это, почему возникает и как исправить

Цифровой океан
Что значит «цифра» Что значит «цифра»

Какими проблемами чреват тот словарь, который мы используем в Интернете

Forbes
Маленькие трагедии Маленькие трагедии

Что определяет детскую моду? В первую очередь то, кем взрослые видят детей

Grazia
Людмила Вебер: Нажимается кнопочка «выкл» — и ты оказываешься в полной темноте, в которой надо как-то учиться жить Людмила Вебер: Нажимается кнопочка «выкл» — и ты оказываешься в полной темноте, в которой надо как-то учиться жить

Художница Людмила Вебер — о том, что она пережила по ту сторону решетки

СНОБ
7 практик для замедления и осознанности на каждый день 7 практик для замедления и осознанности на каждый день

Практики, которые помогут сделать размеренность естественной частью жизни

Psychologies
Список продуктов с низким гликемическим индексом: что это и зачем нужен Список продуктов с низким гликемическим индексом: что это и зачем нужен

Какие продукты имеют низкий ГИ и как правильно вводить их в рацион

РБК
Бить как все Бить как все

Почему важно не бояться получать по лицу и отвечать тем же

Men Today
Как установить приложения на телевизор со Smart TV Как установить приложения на телевизор со Smart TV

Как правильно установить стороннюю программу на телевизор?

CHIP
Что вытворяют тарантулы во время стресса и какой вид смертельно опасен для человека: 50 шокирующих фактов о пауках Что вытворяют тарантулы во время стресса и какой вид смертельно опасен для человека: 50 шокирующих фактов о пауках

Пауки не только устрашающе выглядят, но и полны загадок

ТехИнсайдер
Неуправляемый хаос: 7 лучших (и не самых очевидных) книг Владимира Сорокина Неуправляемый хаос: 7 лучших (и не самых очевидных) книг Владимира Сорокина

На примере 7 книг рассказываем, как Владимир Сорокин играет с текстом

Правила жизни
4 простых лайфхака, как вывести плесень с одежды 4 простых лайфхака, как вывести плесень с одежды

Как убрать плесень на одежде — ловите целых четыре способа

ТехИнсайдер
Целительная сила «убойного» цветка Целительная сила «убойного» цветка

За какие целебные свойства ценят зверобой?

Наука и жизнь
Финтех, крипта, долларизация: как Латинская Америка справляется с валютным хаосом Финтех, крипта, долларизация: как Латинская Америка справляется с валютным хаосом

В Латинской Америке появилась россыпь стартапов-«единорогов» в финтех-сфере

Forbes
Ресторан-перформанс Ресторан-перформанс

Об иммерсивном пространстве, существующем на стыке гастрономии и перформанса

Bones
Шестое чувство Шестое чувство

Не отвлекают ли от главного приемы мультисенсорного маркетинга?

Bones
Осторожно, очень горячо! Что делать, если телефон перегрелся Осторожно, очень горячо! Что делать, если телефон перегрелся

Как реанимировать смартфон после перегрева?

ТехИнсайдер
Спорт — наш: как сериал Евгения Стычкина «Игры» рассказывает об Олимпиаде-80 Спорт — наш: как сериал Евгения Стычкина «Игры» рассказывает об Олимпиаде-80

Сериал «Игры»: амбивалентная история об Олимпиаде-80

Forbes
Мысли вслух Мысли вслух

Антон Лапенко: из социальных сетей в большое кино

Men Today
11 вещей, которые сделают жизнь ребенка с аутизмом проще 11 вещей, которые сделают жизнь ребенка с аутизмом проще

Как создать комфортную и поддерживающую среду для ребенка с РАС

Psychologies
За невидимым щитом За невидимым щитом

Как защититься от космической радиации, чтобы летать к другим планетам?

ТехИнсайдер
10 сложностей в отношениях, о которых молчат мужчины 10 сложностей в отношениях, о которых молчат мужчины

Какие сложности испытывают мужчины в отношениях и как с ними справиться?

Psychologies
20 советов 20 советов

Советы тренеров со всего мира о том, как привести себя в форму

Men Today
В тени мужчин: как достижения женщин затмевала слава их братьев, отцов и мужей В тени мужчин: как достижения женщин затмевала слава их братьев, отцов и мужей

Талантливые женщины, которые были несправедливо забыты

Forbes
Открыть в приложении