Когда на планете закончится нефть?
По сравнению с темой глобального потепления или даже весьма гипотетической угрозы столкновения Земли с астероидом Апофис пик добычи нефти (peak oil, «пик-ойл») в России обсуждается не часто. Почивая на лаврах великой энергетической державы, мы куда реже жителей Запада задумываемся о том, что исчерпаемые ресурсы на то и исчерпаемые, чтобы когда-нибудь иссякнуть.
А вместе с тем «пик-ойл» стоит в ряду самых главных «страшилок» современности, и наши российские реалии не дают никаких особых оснований для оптимизма. Собственно, дискуссии вокруг пика добычи нефти сводятся не к тому, наступит он когда-нибудь или нет. Вопрос в другом — «пик-ойл» уже случился, случится вот-вот или у нас есть в запасе пара-тройка десятилетий.
Мрачные видения
Все, кто читал роман «Выжжено» немецкого писателя Андреаса Эшбаха — признанного мастера европейского технотриллера, помнят драматическую завязку этой книги. В Саудовской Аравии происходит грандиозный террористический акт. Уничтожены нефтяные терминалы в порту, через который идет основной поток саудовской нефти на Запад. Саудовская Аравия — крупнейший в мире поставщик нефти, и даже небольшая задержка немедленно сказалась на мировой нефтяной конъюнктуре. Резервуары в порту полны, но загрузка танкеров невозможна. Цены на нефть ползут вверх. Опасаясь продолжительной политической нестабильности, которая приведет к дальнейшей задержке с отгрузкой аравийского сырья, правительство США посылает в Саудовскую Аравию войска, чтобы взять ситуацию под контроль. Американские танки с боями пробираются к порту, и тут военных, а заодно и весь мир ждет неприятный сюрприз. Резервуары пусты, а теракт оказался спектаклем. Просто самое крупное саудовское месторождение Ар-Равар иссякло и танкеры заполнять нечем. Следствием шокирующей новости стал уже не рост цен на нефть, а полный коллапс современной цивилизации с ее дешевой энергией, интернетом и сотовыми телефонами, трансатлантическими перелетами и массовым индивидуальным автотранспортом. Людям пришлось учиться гнать в каждом дворе самогон из ботвы (не для питейных радостей, а на горючее) и поднимать в воздух пассажирские дирижабли.
Можно спорить, насколько верно Эшбах описал несветлое будущее человечества, но в том, что интрига отнюдь не надуманна, сомневаться не приходится. Вопрос о том, что будет с индустриально развитыми странами, когда электричество и бензин нельзя будет достать столь же легко, как деньги из пресловутой тумбочки, давно будоражат умы.
В жизни всегда есть место оптимизму, и, разумеется, все мы надеемся, что активные научные поиски в области альтернативных источников энергии со временем позволят мало-помалу заместить убывающие запасы углеводородов. Вот только есть ли у человечества это время?
Уже в этом году основатель Virgin Group Ричард Брэнсон — знаменитый научно-технический визионер, «хиппи-капиталист», активно инвестирующий свои деньги в транспортный хайтек, в том числе в космический туризм, — выступил с предупреждением, адресованным прежде всего британскому правительству. «В течение следующих пяти лет мы встретимся лицом к лицу с новым кризисом — нефтяным. На этот раз у нас есть шанс подготовиться. Вызов заключается в том, чтобы правильно использовать отпущенное нам время».
Почему же вопрос стоит так остро? Разве в мире осталось совсем мало нефти? Чтобы понять, что беспокоит Брэнсона, достаточно снова обратиться к сюжету романа «Выжжено». По сценарию, предложенному автором, коллапс индустриальной цивилизации наступает после истощения одного-единственного, пусть и крупнейшего, месторождения в мире. В Саудовской Аравии нефть еще осталась, есть и другие нефтедобывающие страны — члены ОПЕК, Россия, США. Но… мир резко покатился по наклонной.
Руки устали
В Танзании, среди равнин Серенгети землю прорезало 48-километровое ущелье с пологими стенами. Оно носит имя Олдувай, но также известно как «колыбель человечества». Открытия, сделанные здесь в 1930-х годах британскими археологами Луисом и Мэри Лики, позволили науке заключить, что человечество происходит именно из Африки, а не из Азии, как считалось ранее. Здесь же были найдены древнейшие орудия труда, относящиеся к каменному веку. По имени знаменитого ущелья названа и «Олдувайская теория», вот только к происхождению homo sapiens отношения она не имеет. Скорее, к его закату.
Термин «Олдувайская теория» был предложен в 1989 году американским социологом с инженерным образованием Ричардом С. Данканом. В своих работах он опирался на предшественников — в частности, на архитектора Фредерика Ли Экермана (1878−1950), рассматривавшего развитие цивилизации через призму соотношения затрачиваемой человечеством энергии к численности населения (это отношение он обозначил латинской буквой «e»).
С эпохи древних цивилизаций Египта и Междуречья и примерно до середины XVIII столетия человек создавал свое материальное богатство преимущественно работой собственных рук. Технологии развивались, население понемногу росло, но значение параметра «e» изменялось очень медленно, по весьма пологому графику. Однако, как только в дело вступили машины, общество стало стремительно меняться, а график «e» пошел заметно вверх. На душу населения планеты человечество стало тратить все больше и больше энергии (даже если отдельные жители планеты продолжали жить натуральным хозяйством и не использовали машины).
Скоро кончится век…
Однако настоящая революция случилась в XX веке, с началом современной индустриальной цивилизации, отправную точку которой многие относят примерно к 1930 году. Тогда появились условия для резкого, экспоненциального роста графика «e». Индустриально развитые страны стали потреблять все больше топлива, сжигавшегося в двигателях внутреннего сгорания, затем в реактивных двигателях, а также в топках электростанций. И главным топливом стала нефть и продукты ее переработки.