Как ставили спектакли по Тургеневу, Островскому и Толстому

ПолкаИстория

Классики и современники. Часть 2

Сергей Николаевич

Сцена из спектакля «Месяц в деревне» в постановке Константина Станиславского. МХТ, 1909 год

Русская классика никогда не сходила с мировой сцены. Конечно, в этих отношениях были разные периоды: спада, всеобщего подъёма, даже временного забвения. И тем не менее один и тот же набор из имён и названий кочует уже много лет, практически без изменений, давая обширные возможности для смелых и неожиданных интерпретаций. По просьбе «Полки» театральный критик Сергей Николаевич рассказывает, как спектакли по классическим произведениям выражали своё время, почему одни авторы вдруг оказывались в центре всеобщего внимания и интереса, явно вытесняя с авансцены других, не менее выдающихся соотечественников. Поскольку материал неисчерпаем, мы намеренно сосредоточились только на ключевых именах и произведениях, выделив десять общепризнанных театральных авторов: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Островский, Толстой, Достоевский, Чехов, Горький. Именно они и являются нашими постоянными собеседниками в разговоре, который на самом деле никогда не прерывался.

Иван Тургенев. Месяц в деревне

До «Месяца в деревне» Тургенев пьесы писал в стол или «для чтения». Он мог себе это позволить, имея постоянный доход со своих земель в Орловской губернии и ценных бумаг в Лионском банке. По большей части это были «сцены из уездной жизни» или «патетические комедии», типа «Нахлебника» и «Холостяка». Конечно, он мечтал увидеть свои драматические сочинения на сцене. Но был робок, боялся театральных сквозняков и грубых цензурных придирок. Знакомств с артистами Императорских театров не искал и не водил. Похоже, ему вполне хватало семейства Виардо и ежедневных оперных рулад у себя за стеной. Его подруга Полина Виардо к тому времени покинула сцену и целиком переключилась на преподавательскую деятельность.

Поначалу у пьесы Тургенева было другое название — «Студент». Он вообще-то хотел писать о нём. О разночинном, бедном парне, случайно попавшем в барский дом на положение, считай, чуть выше прислуги: учитель хозяйского сына. Жалованье мизерное, но на всём готовом. Место в самом конце обеденного стола. Слуги приносят остывшие блюда. И вот он сидит, лохматый, загорелый, голодный. Студент. Смотрит дерзко из своего угла. Или не смотрит ни на кого вовсе. Ест сосредоточенно и жадно, всегда чуть-чуть впрок.

Мария Савина в роли Натальи Петровны. 1903 год
Мария Савина в роли Верочки. 1879 год

Для Тургенева это был диковинный зверь, опасный чужак, странный тип, родной брат будущего Базарова, и он направляет на него свой лорнет, чтобы получше рассмотреть его плебейские родинки и большие руки. И вдруг понимает, что этот ничем не примечательный парень — на самом деле объект желания, сексуальный магнит и центр притяжения сразу для двух женщин, сидящих за тем же накрахмаленным столом. Потом Тургенев всё-таки переименует «Студента» и назовёт свою пьесу «Две женщины». Женские образы ему всегда удавались лучше, чем мужские. А позднее возникнет и третье название — «Месяц в деревне». Оно и станет одним из ключевых в истории русской сцены.

Анатолий Васильевич Эфрос, до того как приступить к репетиции своего знаменитого спектакля 1977 года, пребывал в абсолютной уверенности, что Тургенев имел в виду луну. Типа «тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою». И было немало сконфужен, когда ему объяснили, что это не так.

Спектакль «Месяц в деревне» в постановке Анатолия Эфроса. Театр на Малой Бронной, 1977 год
Декорации к спектаклю «Месяц в деревне» в постановке Анатолия Эфроса. Театр на Малой Бронной, 1977 год

Чтобы был театр, нужна актриса, а чтобы состоялась сценическая судьба «Месяца в деревне» должна была появиться молодая Мария Гавриловна Савина, звезда и хозяйка Александринской сцены. Именно она выбрала себе для бенефиса не роскошную роль Натальи Петровны, а скромную, юную Верочку, роль второго плана для инженю. Седовласый Тургенев сидел в партере и тихо млел от счастья. А после ринулся за кулисы с огромным букетом роз и всё повторял: «Неужели эту Верочку я написал?» Ему-то казалось, что «Месяц» о страстях и томлениях взрослой дамы, а тут девочка-тростинка с глазами-смородинами спутала всю игру, переиначила его пьесу. А он и рад! На следующий день писатель и актриса на вечере в пользу Литературного фонда читали диалог из его новой пьесы «Провинциалка». И хотя подошедший к Савиной Достоевский не без ехидства заметил: «У вас каждое слово отточено, как из слоновой кости… А старичок-то пришепётывает», — с этого дня между Тургеневым и Савиной началось то, что галантные французы называют l’amitié amoureuse (дословно «влюблённая дружба»), окрасившая в свои нежные, акварельные тона все тургеневские роли, за которые бралась Савина. А переиграла она практически всех героинь в пьесах своего старшего друга, включая и Наталью Петровну, признанную её абсолютным шедевром.

Долгое время считалось, что актёрская манера Савиной идеально подходит для драматургии Тургенева. Психологические кружева, нежные полутона и оттенки, тончайшая вибрация чувств, как у репетира в часах Breguet, — это то, чем безупречно владела Савина, наверное самая французская из всех русских актрис.

Интересно, что когда в МХТ состоится историческая премьера «Месяца в деревне» — спектакля рубежного и очень важного в жизни Станиславского, все в один голос будут вспоминать именно Савину. Но не для того, чтобы попрекнуть мхатовцев, а чтобы напомнить о существовании эталонного исполнения. Спектакль МХТ 1909 года был своего рода вызовом бурной эпохе первого десятилетия ХХ века, когда время «дворянских гнёзд» стремительно и безнадёжно отходило в небытие, а всеобщая усталость и апатия сменили недавние революционные «бурю и натиск»; когда просто захотелось «осмотреться и оглянуться». Василий Немирович-Данченко считал, что «Месяц в деревне» — пьеса для «мирной поры». И был, конечно, прав. В спектакле Станиславского не было никакой злободневности, гражданского пафоса. Ещё никогда за всю свою историю Художественный театр не оказывался на территории чистого и безмятежного эстетизма.

И тут достойным соавтором режиссёра-постановщика выступил художник круга «Мира искусства» Мстислав Добужинский, придумавший целую серию сменяющих друг друга живописных новелл. Главное пожелание Станиславского заключалось в том, чтобы «декорация как бы вырастала из пола». Всё на сцене должно быть устойчиво, симметрично, вся мебель на своих местах, и даже если порой случаются короткие бури, всё равно ощущение такое, что жизнь в доме Ислаевых будет идти по раз и навсегда заведённому порядку.

В этом гармоничном, удобном и продуманном до мельчайших мелочей мире неожиданно смотрелся Ракитин в исполнении самого Станиславского. Крупный, высокий, породистый, печальный, подчёркнуто тщательно одетый. Было в нём что-то и от молодого Тургенева, и от Альфреда Мюссе1. Забавная деталь: в пьесе есть сцена, где Ракитин читает Наталье Петровне пассаж из романа «Граф Монте-Кристо». У Тургенева там всего несколько слов: «Monte-Cristo se redressa haletant…»2⁠ Но во мхатовском спектакле Станиславский читал долго, страницу за страницей, и в самом звуке его безупречной французской речи слышалось забытое эхо элегантных петербургских и парижских салонов времён Тургенева и Полины Виардо.

1Альфред де Мюссе (1810–1857) — французский поэт, прозаик, драматург; один из ярких представителей французского романтизма. Начинает писать под влиянием общества «Сенакль», переживает тяжёлые отношения с Жорж Санд. К середине жизни переходит от поэзии к драматургии и прозе: роман «Исповедь сына века» о меланхолии, поглотившей французское общество после кампаний Наполеона, становится главным его текстом.

2«Монте-Кристо вскочил, тяжело дыша…» (Франц.)

По воспоминаниям современников, «Месяц в деревне» стал опытным полигоном для будущей системы Станиславского. Как учёный-естествоиспытатель, режиссёр первым опробовал её на себе и своих партнёрах. Под предлогом, что среди аристократов не принято размахивать руками, он свёл к минимуму любую жестикуляцию, потребовав от исполнителей «Месяца в деревне» не только часами не двигаться, но и надеть корсеты (и женщинам, и даже мужчинам!) и ни при каких обстоятельствах не повышать голоса. Все говорили очень тихо и были предельно вежливы друг с другом. Но в этой статичности не было покоя. А чувствовались внутреннее напряжение и какая-то тайная сила, напоминающая сведённую до поры пружину. Но, похоже, Ольга Книппер-Чехова была чересчур светской дамой для роли Натальи Петровны. Рассудительная, спокойная, невозмутимая. А может, её так запугал Станиславский, требуя ослабить и обесцветить все актёрские краски? В любом случае общепризнанной удачей эта роль для Книппер не стала. А без Натальи Петровны не может быть «Месяца в деревне».

Ольга Книппер в роли Натальи Петровны. МХТ, 1909 год
Константин Станиславский в роли Ракитина. МХТ, 1909 год

Когда спустя почти семьдесят лет Анатолий Эфрос начинал репетиции тургеневской пьесы, он точно знал, кто будет играть главную роль. Конечно, его муза — прекрасная Ольга Яковлева. Как раз накануне он выпустил грандиозный «Вишнёвый сад» в Театре на Таганке с Аллой Демидовой в роли Раневской. И, похоже, ощущал себя в долгу перед любимой актрисой, которая ждала достойной художественной компенсации. Спектакль был сочинён под неё и для неё. Свою вдохновенную статью об эфросовском «Месяце в деревне» лучший театральный критик эпохи Анатолий Смелянский назовёт «Концерт для скрипки с оркестром». Ольга Яковлева солировала, как дано только ей. Это была музыка страсти, которую она вместе с режиссёром услышала в тургеневских кружевных плетениях диалогов и реплик. Она бесстрашно рвалась туда, где в прежние времена не предполагалось даже видимости входа. Это запретная зона желания. Было понятно, что женщина в смятении, что она в тоске, что она хочет и боится Беляева. У Эфроса это был вовсе не наивный, юный студент, а взрослый, рано ожесточившийся, заносчивый и несчастный человек (Олег Даль). За весь спектакль им обоим будет подарен только один миг счастья, когда она в платье цвета фуксии, а он в белой рубахе поднимутся по шаткой лестнице, запускать куда-то под колосники воздушного змея.

На сцене была воздвигнута беседка, становившаяся по ходу действия то кружащейся каруселью, то палубой корабля, то металлической клеткой (сценография Дмитрия Крымова). Здесь не чувствовалось и намёка на попытку воссоздать стиль тургеневской эпохи или определённой культурной среды, чем были так увлечены Станиславский и Добужинский в начале ХХ века. По сути, из всех тем и обертонов «Месяца в деревне» Эфрос услышал только один мотив, прозвучавший в спектакле с душераздирающей силой и отчаянием: погоня за вечной молодостью обречена на неудачу. Неудача, крах Натальи Петровны — это крах всех тургеневских женщин, слишком сложных, нервных и нерешительных, чтобы быть просто счастливыми.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как побороть страх публичных выступлений: 10 простых советов Как побороть страх публичных выступлений: 10 простых советов

Как снизить тревогу перед выступлением

Inc.
Гены, бактерии и… эволюция Гены, бактерии и… эволюция

Интервью с Петром Сергиевым об исследовании генов

Наука и жизнь
«Воспитание дикости» «Воспитание дикости»

Как животные создают свою культуру, растят потомство, учат и учатся

N+1
Воронка вины: как формируется созависимость с алкоголиком Воронка вины: как формируется созависимость с алкоголиком

Почему зависимые люди «срываются» и возвращаются к алкоголю?

Psychologies
Как в том меме Как в том меме

Как люди будут искать информацию в будущем

N+1
Штурманы подземелья Штурманы подземелья

Маркшейдеры — специалисты, знающие, как проложить дорогу под землей

TechInsider
Станислав Дробышевский: «Человек может поменять себя в нужном направлении» Станислав Дробышевский: «Человек может поменять себя в нужном направлении»

Антрополог Станислав Дробышевский — об адаптации человека к современному миру

РБК
Страшная тайна испанского двора: как выстрел короля Хуана Карлоса I наповал убил его младшего брата Страшная тайна испанского двора: как выстрел короля Хуана Карлоса I наповал убил его младшего брата

"Почетный король" Хуан Карлос Бурбон — персонаж скандальный

VOICE
«Лучше бы я это не читал...»: 10 ужасающих фактов, от которых вам станет не по себе «Лучше бы я это не читал...»: 10 ужасающих фактов, от которых вам станет не по себе

В нашей жизни множество тайн и загадок, о которых порой нам лучше не знать

TechInsider
Научное фэнтези: с каких книг начать знакомство с гибридным жанром Научное фэнтези: с каких книг начать знакомство с гибридным жанром

Что такое научное фэнтези и каких авторов, пишущих в этом жанре, почитать?

TechInsider
Всеславянский союз от Адриатики до Тихого океана Всеславянский союз от Адриатики до Тихого океана

Как Николай Данилевский заслужил славу идеолога панславизма

Наука
Как быстро избавиться от мозолей на ногах: полное руководство Как быстро избавиться от мозолей на ногах: полное руководство

Как избавиться от мозолей на ногах и снова наслаждаться своей легкой походкой?

TechInsider
Чемпионат эмира: как футбол обеспечивает национальную безопасность Катара Чемпионат эмира: как футбол обеспечивает национальную безопасность Катара

Как Катар сохраняет свою независимость в непростом окружении

Forbes
Что чувствует ко мне мужчина? Что чувствует ко мне мужчина?

9 способов понять наверняка чувства мужчины к тебе

Лиза
Я смотрю на то, что смотрит на меня Я смотрю на то, что смотрит на меня

Человеку, как и растению, нужен животворящий взгляд «садовника»

Seasons of life
Почему не уходит вес: самые популярные ошибки худеющих Почему не уходит вес: самые популярные ошибки худеющих

Вредные советы и главные ошибки, которые мешают всем худеющим

TechInsider
«Золотое правило»: 8 советов, чтобы улучшить отношения — попробуйте с партнером «Золотое правило»: 8 советов, чтобы улучшить отношения — попробуйте с партнером

Маленькие ежедневные усилия, которые улучшат ваши отношения

Psychologies
Как измерить душу, травму и стресс: все о доказательной психотерапии Как измерить душу, травму и стресс: все о доказательной психотерапии

Как выбрать психотерапевта и не обмануться в нем?

Psychologies
3 ошибки в поисках счастья, которые нельзя совершать 3 ошибки в поисках счастья, которые нельзя совершать

О же чем нужно помнить, пытаясь построить счастливую жизнь?

Psychologies
Как избавиться от отеков? 6 эффективных лайфхаков Как избавиться от отеков? 6 эффективных лайфхаков

Как убрать лишнюю воду из организма и перестать отекать

Правила жизни
Рождественские и новогодние монстры из разных культур. Вы не захотите их у себя дома! Рождественские и новогодние монстры из разных культур. Вы не захотите их у себя дома!

В Рождество некоторые народы ждали не только чудес, но и чудовищ

TechInsider
«Это просто я» «Это просто я»

Как наука объясняет наши странности и привычки

N+1
Трезвый взгляд Трезвый взгляд

История девушки, которой удалось победить алкоголизм

VOICE
От шота до хайбола От шота до хайбола

Что же и во что надо наливать?

Лиза
Как агроном-самоучка вырастил из теплицы на даче семеноводческий комплекс Как агроном-самоучка вырастил из теплицы на даче семеноводческий комплекс

Василий Блокин-Мечталин вдохнул в подмосковную деревню Старое новую жизнь

Forbes
Миома и саркома матки: что нужно знать об этих заболеваниях каждой женщине? Миома и саркома матки: что нужно знать об этих заболеваниях каждой женщине?

Миома матки: симптомы заболевания, диагностика и факторы риска

Psychologies
Дмитрий Решетников: «Я выбрал путь наставника» Дмитрий Решетников: «Я выбрал путь наставника»

Шеф-повар Дмитрий Решетников — о его вдохновении и желании делиться знаниями

СНОБ
10 неожиданных способов применения пергаментной бумаги - попробуйте хотя бы один из них! 10 неожиданных способов применения пергаментной бумаги - попробуйте хотя бы один из них!

Пергамент для выпечки — незаменимая вещь на кухне. И не только!

TechInsider
Пятнадцать натуральных средств для омоложения Пятнадцать натуральных средств для омоложения

Предотвратить мелкие «возрастные» неприятности можно и без помощи специалистов

Здоровье
Кофе на альтернативном молоке: дань моде или реальная польза? Ответ вас удивит Кофе на альтернативном молоке: дань моде или реальная польза? Ответ вас удивит

Оправдан ли всеобщий отказ от коровьего молока?

TechInsider
Открыть в приложении