Как помочь школьникам определиться с карьерным треком?

Inc.Общество

Хакатоны и hard skills. Как учить детей в мире, где профессии устаревают быстрее учебников

Текст: Екатерина Чистякова, главный редактор в агентстве «Пиархаб». Фото: Unsplash

Обложка

Изучать историю Древнего Рима, гуляя по Колизею в VR-очках, а вместо скучных контрольных — создавать проекты с будущими работодателями: это не фантастика, а новая реальность образования, которую обсуждали эксперты лектория территории технологического прогресса «Облачные города» на форуме «Территория будущего. Москва 2030».

Две трети сегодняшних старшеклассников будут работать по специальностям, которых еще не существует. Расскажу, какие навыки будут востребованы через 10–15 лет, как адаптироваться к трансформации рынка труда и помочь школьникам определиться с карьерным треком.

Конец традиционной модели образования

Исследования показывают: уже к 2030 году технологическое развитие приведет к трансформации более 1 млрд рабочих мест в мире. Традиционные профессии изменятся, и для успешной работы людям потребуются новые навыки. Кроме того, появятся новые области знаний и профессионального роста, которые сегодня можно только представить. В России, например, по специальностям, которых пока не существует, будут работать 2/3 сегодняшних старшеклассников.

Чтобы адаптировать работников, действующих или будущих, к новым реалиям рынка, образовательную парадигму предстоит трансформировать, уделяя особое внимание развитию адаптивности и способности к непрерывному обучению.

В рамках школьного образования такой подход можно воплотить, например, через смещение фокуса с фундаментальной общеобразовательной программы на более глубокое изучение предметов по выбору. По такому принципу построены образовательные программы в США и Великобритании: все школьники обязательно изучают математику, естественные науки, английский язык, основы обществознания, а остальные дисциплины выбирают в соответствии со своими целями и интересами.

Отечественный пример образования, которое развивает гибкость, самостоятельность и адаптивность, — программы профильных классов (физико-математических, гуманитарных, химико-биологических и других). Также многие российские школы, даже без профильного уклона, предлагают старшеклассникам факультативы — занятия, которые можно посещать по выбору и которые посвящены углубленному изучению интересующих областей, от мировой художественной культуры до робототехники.

Примечательно, что углубленное изучение предметов обычно предполагает большой объем практических занятий, проектную работу, — такие уроки позволяют уйти от зубрежки, научить школьников анализировать информацию, формулировать собственные предположения и подкреплять их доказательствами и аргументами, работать в команде. На территории «Облачные города», например, были организованы самые разные воркшопы и мастер-классы. С основами кибербезопасности можно было познакомиться в формате детективной игры, а профессии будущего обсудить с экспертами, которые уже сегодня работают в инновационных областях.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении