«Кэтрин по прозвищу Птичка»: азы феминизма для подростков от Лины Данэм
Англия, XIII век; обедневший лорд пытается выгодно выдать замуж свою 14-летнюю дочь. Объясняем, почему костюмное кино с Беллой Рэмси в главной роли — не очередная сказка про принцессу, а учебник по социальной справедливости
2022 год стал невероятно плодотворным для актрисы, режиссера и сценаристки Лины Данэм, особенно учитывая довольно долгий период молчания. После того, как в 2017 году закончилось ее телешоу «Девочки», она отметилась только в качестве режиссера пилотного эпизода сериала о молодых лондонских инвесторах «Индустрия». Потом напомнила о себе странноватой драматической комедией о сексуальных поисках «Острая палка», показанной на фестивале независимого американского кино «Сандэнс» в январе этого года. Журналисты раскритиковали его за неровный сценарий и размытые, не доведенные до ума идеи. Следующая картина Данэм, экранизация книги Карен Кушман «Кэтрин по прозвищу Птичка», получилась гораздо более цельной и полной жизни.
За Данэм, создавшей один из главных сериалов о молодых женщинах, прочно закрепилась репутация «голоса поколения». Этот статус ей приписывали и в качестве похвалы, и с иронией. Сама Данэм не раз подчеркивала, что слова о высшей цели в жизни принадлежат не ей, а ее героине Ханне, которая толкает речь перед родителями, находясь в состоянии наркотического опьянения. В любом случае Данэм удалось стать голосом если не всего поколения, то многих молодых женщин. В «Девочках» режиссер вместе со своими героинями искала себя, в «Острой палке» обратилась к теме сексуальности, невероятно актуальной в эпоху, когда соцсети так и кричат о вседозволенности.
В «Кэтрин по прозвищу птичка» она рассказывает о том, каково быть девушкой-подростком. В отличие от литературного оригинала, рассказывающего об опыте подростка в средневековой Англии XIII века, Данэм обращается именно к современной аудитории, используя средневековые интерьеры в качестве экзотического фона и повода для многочисленных шуток.