Картины маслом: шесть самых неловких ситуаций в жизни мужчины глазами художника
«Первый случай эректильной дисфункции» и еще пять ситуаций.
Нужно уволить женщину, с которой что-то было
Драматический эффект картины заключен прежде всего в расположении фигур персонажей. На первый неискушенный взгляд то, что мужчина сидит, а женщина стоит, должно показывать, что в кабинете главный он. Но сила художественного образа всегда двоична, женщина не просто стоит– она возвышается, подавляя начальника своим скорбным величием. При таком осмыслении поз становится понятна скованная, напряженная поза мужчины: поджатые пальцы руки, вцепившейся в ручку кресла, нервный изгиб шеи, лихорадочный румянец на щеках. Женщина опустила голову и отвела взгляд, но эта лжепокорность ее фигуры опровергается важной деталью–подолом, как бы случайно поднятым над коленями. Эти женственные, выписанные теплыми красками колени являются центральной точкой картины, символом грехопадения, разоблачением слабой мужской натуры.
Мы не знаем, как сложится судьба героев картины, но кое-какие подсказки художник нам все же дал. Пол, выложенный черно-белой плиткой, напоминает нам о шахматах– игре, в которой так часто разгром противника начинается с того, что перед ним уступают, демонстрируя наигранную слабость. Также обратите внимание на покрывающий стол ковер: восточный узор намекает нам на азиатский сластолюбивый характер хозяина кабинета. Портрет неизвестного на стене, по мнению некоторых искусствоведов, является изображением Айзека Гамильтона– парижского зеленщика, павшего жертвой оскорбленной им любовницы (его нашли задушенным в корзине брюссельской капусты). Брошенная на пол бумага при рассматривании под электронным микроскопом становится читаемой: на ней запечатлено стихотворение Твардиаковского «Мое мученье»– еще один зашифрованный штрих, при помощи которого художник создает полную напряжения и скрытой боли атмосферу своего полотна.
Ты весело проводишь время с любовницей, и тут в помещение неожиданно заходит жена
Основной прием, которым пользуется мастер,– это игра на цветовом контрасте. Вся комната залита теплым, радостным светом; золотистые и пастельные тона олицетворяют радость жизни, легкость и беззаботность существования. И контрастным ярким пятном является фигура жены в темном пальто. Как олицетворение Возмездия, неудержимого Рока, она вторгается в этот полный смеха и уюта мир, разрушая его, искажая ужасом лица гостей. Любовница еще пытается искать защиты у застигнутого мужа, она хочет трогательно прильнуть к нему, но тот сейчас является ненадежной опорой. Его согнутая фигура, покорные складки пиджака в области подмышек и бледный цвет мочек ушей свидетельствуют: этот человек полностью деморализован и раздавлен. О смысле джойстика от приставки «Нинтендо», размещенного в верхнем правом углу, пока спорят ведущие специалисты; значение этого, несомненно, важного символа было окончательно забыто.
После обеда в ресторане ты полез расплачиваться и понял, что забыл где-то кошелек
Правдивость художественной силы этого выполненного в жанре реализма полотна по праву превращает его в жемчужину мировой коллекции живописи. Фон и экспозиция тут вторичны, интерьер– лишь скопление размытых пятен, из которых выступает во всей своей неприглядной резкости трагическая сцена. Главный герой повернут к нам спиной. Мы видим лишь его пиджак, покрасневшую шею и модельную стрижку. Этот прием заставляет зрителя задуматься о том, что за выражение в данный момент может быть на лице героя. Застыла на нем маска скорбного отчаяния? Готов ли он к борьбе? Или перед нами уже сломленный, почти лишившийся воли к сопротивлению человек? Таким домысливанием зритель втягивается в творческий процесс, становится как бы его соучастником. Обратите внимание, что правая рука героя все еще продолжает бесцельное блуждание в кармане, словно есть еще шанс, что пальцы вдруг наткнутся на спасительную кожу чудом нашедшегося бумажника.