«Он создал планету Бондарчук»

Караван историйЗнаменитости

Вспоминая Сергея Федоровича Бондарчука

«Он создал планету Бондарчук», — сказал о Сергее Федоровиче Никита Михалков. И в этом нет преувеличения. Зрители по сей день не могут сдержать слез, когда в «Судьбе человека» Андрей Соколов признается сироте Ванюшке, что он его отец, печалятся, видя, как губит себя чеховский доктор Астров, восторгаются масштабом батальных сцен в «Войне и мире». Двадцать пятого сентября большому актеру и режиссеру исполняется сто лет.

Людмила Савельева

В сентябре 1961 года после окончания Ленинградского хореографического училища имени Вагановой меня приняли в балетную труппу академического театра имени Кирова, в класс солистов. Вообще-то на историческую сцену Мариинки я вышла в одиннадцать лет: нужны были маленькие девочки — танец с кувшинами, па-де-труа в «Щелкунчике». Можно сказать, я на этой прославленной сцене выросла.

А зимой 1962-го к нам на занятия по классике пришла женщина.

— Татьяна Сергеевна Лихачева, — представилась она. — Из съемочной группы фильма «Война и мир». Ищу исполнительницу на роль Наташи, — улучила минутку, подошла ко мне: — Не хотите попробоваться на Наташу Ростову?

— Я — на Наташу? — переспросила с гордым видом. — С какой стати?! Одри Хепберн — потрясающая Наташа, никто лучше не сыграет!

А Татьяна Сергеевна ласково, словно неразумное дитя, уговаривает:

— Поедем. Познакомитесь с Бондарчуком, посмотрите «Мосфильм».

Ну, любопытство взяло верх. Собирали и наряжали меня в Москву всем театром. И вот первый ужас на «Мосфильме»: по лестнице спускался огромный, как мне тогда показалось, Бондарчук, а внизу стояла я — серая мышка, худенькая, светло-русая, совершенно непохожая на Наташу.

Дал он мне почитать сцену разговора маленькой Наташи с Борисом: «Поцелуйте куклу. А меня хотите поцеловать?» Читаю и чувствую, что не нравлюсь. Застеснялась, язык застрял во рту. «Давайте-ка до завтра, — вдруг предложил Бондарчук, — возьмите текст, поработайте самостоятельно».

Открыла в гостинице текст и растерялась: что же мне со всем этим делать? А потом такое зло разобрало! Неужели я совсем бездарная? Выучила текст. Пришла на следующий день, и... вот чудо! Когда на меня надели платье, темный парик, когда зажглись юпитеры и вся площадка осветилась, я совершенно забыла, где камера, где кто стоит, выскочила на какой-то помост и сыграла. «А в вас есть что-то от Наташи Ростовой», — сказал Бондарчук.

И начались очень серьезные кинопробы. Перед последней съемкой Сергей Федорович сказал:

— Если сегодня хорошо сыграешь, данным мне правом режиссера утверждаю тебя.

— Но ведь меня должно утвердить целое Министерство культуры!

— Я буду настаивать.

На той последней пробе было беспокойно и еще стыдно. Это сцена, когда князь Андрей делает Наташе предложение: «Я прошу вас через год сделать мое счастие» — а мне надо заплакать. Перед пробой страшно волновалась: как же я буду плакать? На съемку пришел Смоктуновский. С ним у Сергея Федоровича были очень добрые отношения, он часто захаживал в павильон. И вот начинаю монолог: «Целый год! Нет, это ужасно, ужасно! Я умру, дожидаясь года». Чувствую, внутри все перегорело, ни единой слезинки из себя не выдавлю. Смотрю на Иннокентия Михайловича и вдруг замечаю: из его глаз катятся крупные слезы. Когда это увидела, тут же зарыдала сама. А ведь он даже не вошел в кадр, встал возле камеры и подыграл мне. Вот какое тогда было актерское братство!

Закончились кинопробы. Я вернулась в Ленинград, вскоре пришла телеграмма: «Поздравляем нашу Наташу». (Позже узнала, что на эту роль пробовались более трехсот молодых актрис.)

Сейчас, когда с той поры миновало несколько десятилетий, когда моя дочь Наташа давно перешагнула возраст толстовской героини, иногда задумываюсь: «А почему он выбрал именно меня?» Может, увидел во мне ту самую искренность, бесхитростность, доверчивость к миру, какие присущи Наташе? Но по правде — так и не знаю ответа. У него была идея, что Наташу должна играть совсем неизвестная артистка, чтобы зритель узнал и полюбил ее как Наташу. Естественно, в отношении меня он сомневался и волновался: ведь в то время роман читали и перечитывали все, у каждого сложилось свое представление о героине.

Кадр из фильма «Война и мир»

Сегодня место Бондарчука пустует. Ушел Сергей Федорович, и вместе с ним от многих тысяч моих соотечественников уходит Толстой. А как этот гений созвучен сегодняшней жизни: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое — ведь как просто». Только сейчас никто не экранизирует Толстого по-настоящему. В крайнем случае, могут снять что-то поверхностно-костюмное по мотивам. Бондарчук снимал кино предельно четко и ясно, он жил в нашей великой литературе, любил, страдал и умирал в ней. Умирал в самом прямом смысле. Я была рядом, когда он на съемках потерял сознание, наступила клиническая смерть (правда, об этом никто не говорил). Тогда по молодости я не оценила всей трагичности произошедшего, но верила, что мы во что бы то ни стало завершим «Войну и мир».

Поначалу было трудно, особенно играть тринадцатилетнюю Наташу: бегать, без умолку смеяться. А потом постепенно произошло какое-то перерождение. Я по пятам ходила за Сергеем Федоровичем и рассказывала, что накопилось в душе. Не терпелось скорее сыграть сцену смерти князя Андрея. Трепетала как молодая лошадка. Приду на площадку и — к нему: «Ну, давайте же скорее, я хочу сыграть что-то сильное, настоящее». Но Сергей Федорович все мои сложные драматические сцены отложил на более поздний срок — картина-то снималась пять лет. Он постепенно растил из меня драматическую актрису, а балет все отодвигался...

Наталья Михайловна Дудинская — великая танцовщица, некогда прима Кировского — хотела, чтобы я начала репетировать Марию в «Бахчисарайском фонтане». Я говорила: «Сейчас не могу, играю в кино Наташу Ростову».

Муж и постоянный партнер Дудинской Константин Михайлович Сергеев в то время был главным балетмейстером театра. Оба они любили кино, поэтому шли навстречу, опекали как могли. Но все равно первые два года съемок я разрывалась между театром и фильмом и начала падать в обмороки. Тогда Сергей Федорович отвел меня к директору «Мосфильма» Сурину, оба умоляли: «Люся, надо доиграть Наташу, придется ради этого повременить с балетом». А что такое прерваться в балете? Это же потерять форму. Но я безумно хотела играть Наташу, жила ею. Так из-за «Войны и мира» пришлось оставить любимый балет.

На площадке Сергей Федорович создавал чудесную творческую атмосферу. Для меня же с самых кинопроб он оставался лучшим партнером. Актеры торопились в свои театры, а ему надо снять мой крупный план или сцену разговора с Николенькой. Бондарчук играл за Николеньку. Как же мне было хорошо, когда он стоял у камеры, смотрела на него и играла для него одного. На его лице отражалось все, что играю: я распахивала глаза — и он распахивал глаза, я хмурилась — и он хмурился. Он становился зеркалом, притягательным, окрыляющим. На площадке все слушались его беспрекословно, да и сам Бондарчук готов был сделать все что угодно! Помню, на съемках первого бала оператор Анатолий Петрицкий едет на роликах с камерой, а Сергей Федорович как реквизитор бегает перед ним с шарфами, веерами и машет перед объективом.

Когда меня спрашивают, была ли я в него влюблена, отвечаю: нет. Для меня он стоял на пьедестале. И рядом всегда находилась Ирина Константиновна Скобцева. Она же красавица, прелесть. Они были изумительной парой. Я по природе совсем не романистка. Просто если вижу, что режиссер внимателен ко мне как к личности, верит в меня как в актрису, раскрываюсь. Именно такое его отношение ощущала и отвечала безграничным доверием.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Деми и ее Демоны Деми и ее Демоны

У пятидесятисемилетней Деми Мур давно не было громких премьер

Караван историй
Растерянность и боль «воскресного папы» Растерянность и боль «воскресного папы»

К сожалению, никто не застрахован от развода или разрыва отношений. Что тогда?

Домашний Очаг
Семь жизней Караваджо Семь жизней Караваджо

Удивительная жизнь художника Микеланджело Меризи из Караваджо

Караван историй
«Если вам просто кто-то надоел, вы не идете на улицу драться с ОМОНом». Политолог-психолог Николай Косолапов о внутренней логике белорусских протестов «Если вам просто кто-то надоел, вы не идете на улицу драться с ОМОНом». Политолог-психолог Николай Косолапов о внутренней логике белорусских протестов

Политический психолог о протестах в Белоруссии

СНОБ
Елена Лебедева. Журавль в небе Елена Лебедева. Журавль в небе

Жизнь актрисы Елены Лебедевой полна трагичных моментов

Караван историй
От бадибэга до байта: гид по рэп-сленгу, после которого можно сразу залетать на баттл От бадибэга до байта: гид по рэп-сленгу, после которого можно сразу залетать на баттл

Я приготовил бадибэги всем ноунеймам, кто нас диссит

Playboy
Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь Наталия Белохвостикова. Защищаю любовь

Наталия Белохвостикова рассказывает о своей жизни и сложностях усыновления

Караван историй
Светлана Миронюк: «Одна жизнь = несколько карьер с множеством развилок» Светлана Миронюк: «Одна жизнь = несколько карьер с множеством развилок»

Светлана Миронюк — о работе и её будущем

РБК
Ольга Хохлова: Ольга Хохлова:

Ольга Хохлова о своём трудном пути становлении известной актрисой

Караван историй
Почему все без ума от архивных коллекций Почему все без ума от архивных коллекций

Разбираемся в причинах любви селебрити к винтажной одежде

GQ
Рама Тайский: король в законе Рама Тайский: король в законе

Сегодняшний тайский король даст фору Калигуле

Maxim
Рак, смерть брата, мерзкий характер: трагическая история актера Вэла Килмера Рак, смерть брата, мерзкий характер: трагическая история актера Вэла Килмера

С Вэлом Килмером просто невозможно работать... и вот почему

Cosmopolitan
Розамунд Пайк. Блондинка с секретом Розамунд Пайк. Блондинка с секретом

Розамунд Пайк к сорока годам получила роли, которых долго ждала

Караван историй
Как живут самые богатые королевские семьи Индии Как живут самые богатые королевские семьи Индии

Потомки индийских голубых кровей, которые живут по-царски в XXI веке

GQ
На старт, внимание На старт, внимание

Новую гонку ведущих космических держав можно считать открытой

Популярная механика
Кто делает одежду с полумесяцами, в которой ходят Бейонсе и Изабель Юппер Кто делает одежду с полумесяцами, в которой ходят Бейонсе и Изабель Юппер

Полумесяц — самый вирусный принт 2020 года

РБК
Отцвела Советская Беларусь Отцвела Советская Беларусь

Виктор Лошак: «До соседней страны дошла перестройка»

Огонёк
Вредные советы для тех, кому изменил партнер Вредные советы для тех, кому изменил партнер

Почему рекомендации окружающих по поводу неверности не всегда работают

Psychologies
Если выгорит Если выгорит

Как вернуть себе радость материнства?

Cosmopolitan
Он и оно: как кофе управляет нашим организмом Он и оно: как кофе управляет нашим организмом

Все что вы хотели знать о кофе, включая «он» или «оно»

Популярная механика
Красноярский экодесант Красноярский экодесант

Как Красноярский алюминиевый завод становится экологичнее

Эксперт
7 способов выбраться из долговой ямы 7 способов выбраться из долговой ямы

В поиске быстрых решений люди берут кредиты, которые множатся и тянут на дно

Psychologies
Лидар разглядел метровые детали за 45 километров Лидар разглядел метровые детали за 45 километров

Устройство научили формировать изображения далеких объектов по 3 пикселям

N+1
«В Европе рассрочку не просят»: что российский создатель вертикальных ферм iFarm за год узнал о рынке и клиентах «В Европе рассрочку не просят»: что российский создатель вертикальных ферм iFarm за год узнал о рынке и клиентах

Как iFarm работает с клиентами и учит нейросеть ухаживать за растениями

VC.RU
Чай, «Новичок» и другие яды России Чай, «Новичок» и другие яды России

Загадочные отравления в России

СНОБ
У ВИЧ-инфицированной пациентки заподозрили естественное избавление от вируса У ВИЧ-инфицированной пациентки заподозрили естественное избавление от вируса

Как организм некоторых пациентов удерживает под контролем ВИЧ-инфекцию

N+1
Чадо-отпуск Чадо-отпуск

Можно ли поехать в отпуск со своим ребенком-дошкольником и отдохнуть

Cosmopolitan
Как побороть лень, апатию и усталость? Как побороть лень, апатию и усталость?

Как снова стать бодрым и энергичным?

Cosmopolitan
Дядя Ваня Дядя Ваня

Иван Краско: «Я оптимист. Просыпаюсь утром и радуюсь жизни»

Караван историй
13 вещей о Маколее Калкине от него самого 13 вещей о Маколее Калкине от него самого

Маколей Калкин рассказал о том, где проходит разница между счастьем и весельем

Esquire
Открыть в приложении