Вера Дербенева: "Когда-то мы с Леней были на белом коне..."
Когда был жив Леня, к нам постоянно приходили известные певцы и певицы, как теперь говорят, звезды шоу-бизнеса. В нашем доме они все казались скромными и милыми. Хорошая девочка Маша, замечательный мальчик Филипп, отзывчивая, душевная Алла. Когда же Дербенева не стало, выяснилось, что они могут быть совсем другими...

-Что я заметила... Люди, у которых изначально не было денег и вдруг они появились — своим ли трудом заработали, с неба ли свалились или брак удачный заключили, — обязательно меняются...
Честно говоря, не помню, когда в первый раз увидела Аллу, по-моему, после исполнения «Арлекино». Именно тогда Пугачева стала популярной, ее начали приглашать на телевидение. Она часто ездила туда мимо нашего дома, естественно, почти каждый раз заезжала на обратном пути к моему мужу, поэту Леониду Дербеневу, с которым тесно сотрудничала. У них с Леней и композитором Сашей Зацепиным образовался творческий триумвират — днями и ночами пропадали в зацепинской студии, сочиняя новые песни.
Кстати сказать, девушкой она была — само очарование! Никакого пижонства или зазнайства. Помню один эпизод. Как-то приятельница принесла сушеные грибы, и я из них сварила суп. Пришла Алла, естественно, есть хочет. Усадила ее на кухне, налила тарелку и... ахнула! Ба! Среди грибов в супе плавают белые червячки.
— Алла, что делать? Давай вылью! — схватила я тарелку.
— Зачем, Вера? Соберем их ложкой и выкинем. А сверху зальем сметаной. Милое дело! — убрала лишнее и с удовольствием принялась уплетать супчик.
Тут же рассказала, что ей пачками приходят письма от девочек-провинциалок: «Алла, вы такая красивая! Мы так хотим быть на вас похожими, но у нас нет такой косметики. Вышлите, пожалуйста, губную помаду или тушь». Помолчала и добавила: «А откуда у меня косметика? Так неудобно им признаваться, что крашусь дешевой польской помадой и махровой отечественной тушью. Так их жалко, но чем помочь, не знаю...» Мы со Светой, женой композитора Зацепина, имея возможность отовариваться в «Березке», решили отдавать Алле кое-что для девочек-поклонниц. Я вам так скажу: Алла тогда была простой и естественной. Могла и суп с червячками съесть и, не стесняясь, попросить для кого-то помаду.
— Пугачева часто делилась с вами своими проблемами?
— Она больше откровенничала с Дербеневым. Леня был близким другом Аллы, я же просто присутствовала рядом. Муж вообще старался меня «отодвинуть в сторонку»: «Ко мне приходят по работе. Я должен людям показать товар лицом, а ты своим языком все испортишь! И потом, как я при тебе стану изображать гения?!» Так что я была в основном на подхвате: подай — принеси.
Муж знал всех близких друзей и мужей Аллы — и Пашу Слободкина, и Сашу Стефановича, и Женю Болдина, так что ей было о чем с Леней поговорить. Но надо отметить, он никогда не пересказывал их разговоры, лишь однажды у него вырвалось, что у Аллы не все в порядке с личной жизнью.

Она в тот период рассталась с Павлом Слободкиным и была на распутье. Вскоре у нее начался красивый роман с Константином Орбеляном, руководителем Государственного эстрадного оркестра Армении. Алла стала выступать с его коллективом и подумывала, не выйти ли ей за него замуж. Узнав об этом, Леня с Зацепиным перепугались: уведут у них певицу! Что делать? Дербенев стал отговаривать Аллу от этого шага, она в ответ засмеялась и предложила: приезжайте, мол, в гости, сами на Котика посмотрите. И мы с Леней поехали на смотрины Аллиного жениха.

Орбелян как раз находился в Москве и жил в гостинице. Когда мы вошли в его трехкомнатный люкс, я ахнула — в жизни такой роскоши не видела! Гостиная, кабинет, спальня. На столе в вазах фрукты, бутылки армянского коньяка... Орбелян нас принял с истинно восточным гостеприимством. Он был очень хорош: высокий, черноглазый, представительный. Я про себя отметила, как галантно обращается с Аллой: то стул ей подвинет, то, привстав, поднесет зажигалку, то шарфик на плечи набросит. Помню, позавидовала: вот как ухаживать надо! Не то что мой! Знаете, как Леня мне предложение делал? «Выходи, — сказал, — за меня замуж, а то устал провожать: денег на такси нет, да и на метро ездить надоело!»
Возвращаемся домой, Леня не скрывает волнения:
— Алку надо спасать!
— От чего? — удивляюсь.
— От нее самой. Представляешь, что будет, если за Орбеляна выйдет? Мы ее потеряем!
Когда после этой встречи к нам пришла Пугачева, Леня начал горячо ей доказывать:
— Ты с ума сошла! Он восточный мужчина, деспот! Увезет тебя в Армению, и будешь на кухне, утирая слезы, петь «Сулико»!
Алла в ответ язвительно заметила:
— Между прочим «Сулико» — грузинская песня!
Не знаю, сыграли ли роль Ленины аргументы, но помолвка с Орбеляном расстроилась. Тогда Дербенев придумал план — выдать замуж Аллу так, чтобы она осталась с ним и Зацепиным. План-то придумал, но, как говорится, на свою голову! В ту пору у нас частым гостем был ленинградский режиссер Александр Стефанович. Он работал с Леней над фильмом «Дорогой мальчик». С другом Толей Брусиловским они пропадали тогда в американском посольстве и водили дружбу с иностранными дипломатами. Стефанович был симпатичным, эдаким обаятельным плейбоем, язык хорошо подвешен. Холостой, между прочим. «Чем не жених?» — подумал Леня и решил познакомить его с Аллой. Вот на этой девятиметровой кухне мы их и сосватали.
— А как же Орбелян? Не отомстил вам за вероломство?
— Как-то в интервью Константина я прочитала, что Алла в его жизни прошла эпизодом. Так что, наверное, особо страстной любви с его стороны не наблюдалось, иначе наверняка пришел бы к нам выяснять отношения с кинжалом!
В вечер знакомства я накрыла стол — чай, закуски. Алла выглядела настоящей королевой! Все прошло замечательно, Леня очень старался свести их со Стефановичем и все Алле подмигивал: «Вот, смотри, какой парень!» Пару раз они встречались у нас, потом уже помощь посредников не требовалась: и года не прошло, как поженились.
Вскоре начались перемены. Саша к нам заходил все реже, да и Алла тоже. Охлаждение наступило после того как Пугачева получила в Сопоте приз за песню «Все могут короли». За этот шлягер ей вручили три конверта с деньгами — композитору Борису Рычкову, поэту Леониду Дербеневу и ей как исполнительнице. Свою премию она сразу же отдала на строительство Центра здоровья ребенка в Польше, а про два других конверта сказала нам, что их у нее украли, пообещав: «Когда заработаю, отдам в рублях». Рычков не возражал, а Дербенев устроил скандал: он собирался в Польшу и очень рассчитывал на злотые. «Мне не нужны русские деньги! — кричал Леня. — Я ими могу все стены оклеить!» Словом, не поверил Алле. Думаю, говорить такое девушке, которая зарабатывала в ту пору немного, было неправильно. Но оба были очень взрывными и наговорили много лишнего... Леня потом сильно переживал.
Это еще не все! Все утряслось бы и закончилось нормально, но беда, как говорится, не приходит одна. Произошла еще история — в фильм «Женщина, которая поет» Алла с подачи Стефановича вставила свои песни под псевдонимом Горбонос. Муж внушал ей: мол, надо самой сочинять музыку на сонеты Шекспира и зачем тебе вообще Дербенев и Зацепин? Леня не сомневался, что Стефанович настраивает Аллу против них. После очередного выяснения отношений Пугачева в порыве гнева заявила, что больше никогда их с Зацепиным песен петь не будет. И пошло-поехало! Даже пластинку, которую готовила, в последний момент из «Все могут короли» переименовала в «Зеркало души».

А ведь именно Леня с Сашей предложили как-то Алле создать театр Аллы Пугачевой: «Хватит тебе за кадром петь. Давай мы скинемся, найдем тебе хорошего балетмейстера и модельера, будешь выступать с сольными концертами». Стефанович идею выдал за свою. Он сумел так выстроить отношения с Аллой, что стал ее литературным и музыкальным редактором, продюсером, режиссером и первым в истории шоу-бизнеса пиарщиком! Именно он автор массы слухов о ней, которые с согласия жены запускал в прессу.
Представляете: сколько лет они жили в браке, столько Леня не общался ни со Стефановичем, ни с Пугачевой. Как говорится, выдали на свою голову девушку замуж! И вдруг Алла однажды звонит: «Петрович, ты нас женил, ты и разводи!» Развод действительно получился шумным — со страшными скандалами, дележом имущества... Стефанович кричал на каждом углу, что он привез из Ленинграда антиквариат, и чуть ли не с милицией требовал его назад. Алла просила Дербенева прийти на суд и засвидетельствовать, что все «ложки-чашки» еще до брака принадлежали ей. Но муж на суд не пошел...