Вячеслав Воскресенский получил главную в жизни роль в очереди за колбасой

Караван историйЗнаменитости

Вячеслав Воскресенский. Возвращение Финиста

Записала Наталья Черных

Фото: Ю. Ильенко/ТАСС/кадр из фильма «Финист — Ясный Сокол»

Я получил главную в жизни роль в очереди за колбасой. Приезжаю однажды из Рязани в Москву. Как всегда, бегом в гастроном. И вдруг чувствую на себе пристальный взгляд. Подходит женщина: "Хотите сниматься в кино? На Киностудии Горького начинается работа над сказкой "Финист - Ясный Сокол". Вы нам подходите". Я опешил и ущипнул себя за руку: неужели не сон?

Я родился в Сибири, в городе Тюмени, в совершенно нетворческой семье. Моя мама Елизавета Игнатьевна большую часть жизни проработала агрономом, занималась озеленением. Папа Константин Александрович был стражем порядка. Окончил Омскую школу милиции после войны. Но я появился на свет до его выпускного, ведь он изредка все же вырывался домой с учебы.

Вскоре после моего рождения отца отпустили в увольнение — повидаться с семьей. Примчался в Тюмень, схватил конверт со мной и на радостях откинул закрывавшее лицо одеяльце. Хотел посмотреть, на кого сын похож. На дворе стояла глубокая осень, подул ветер, я глотнул холодного воздуха и тут же схватил воспаление легких. До пяти лет болел им шесть или семь раз.

Детей в семье было четверо, и все — мальчишки. Владимир, Юрий, Игорь и я — старший. В школу пошел в шесть лет, учился неплохо. Как все дети, иногда хулиганил и дрался. Уже тогда впервые проявились мои актерские способности: я очень любил петь частушки. Когда по праздникам собиралась наша многочисленная родня, меня всегда ставили на табуретку и просили: «Славик, дай жару!» И я давал. Сначала частушки были безобидными, но я быстро освоил куплеты «с перчиком». Слушая мой детский голосок, выводящий нецензурщину, взрослые одновременно хохотали и краснели.

С дедом, родителями — Елизаветой Игнатьевной и Константином Александровичем — и младшими братьями. Я стою второй слева. Фото: из архива В. Воскресенского

Тюменский драматический театр находился рядом с нашим домом. Папина мама, бабушка Нина, решила культурно воспитывать внука и отвела меня на спектакль в Театр кукол, который находился в том же здании. Сейчас уже не вспомню название первого спектакля, который посмотрел. Но навсегда сохранил чудесное ощущение, возникшее в душе. Сначала бегал в театр по выходным, потом чуть ли не каждый день. Весь детский и взрослый репертуар знал наизусть. Поняв мою страсть, отец стал использовать ее в воспитательных целях. Самым строгим наказанием было: «В театр не пойдешь!» Так что учиться я продолжал без двоек и троек.

Отсвечивал в театре постоянно и вскоре стал своим. И вот в 1957 году получил первую роль в спектакле по знаменитой тогда пьесе «Кремлевские куранты» — лежал на печи с другими ребятами в сцене, где Ленин заходит в крестьянскую избу. Дверь отворяется, я смотрю на Владимира Ильича и спрашиваю:

— Кто это?

— Молчи, дурак, это ж Ленин! — в ответ охали взрослые.

Так что начинал я не с массовки, а сразу получил роль со словами.

Сказать, что играть было счастьем, как-то неправильно. «Счастье» — слишком короткое и необъемное слово. Это было Нечто. Практически все школьные годы я провел за кулисами и на сцене и даже не сомневался, что стану актером. Раз уж прижился здесь, значит, так тому и быть. И вот — поступил в студию при театре. Городу я уже был известен, как говорится, в лицо. Подростком начал трудиться и на местном телевидении. Играл там в телеспектаклях, участвовал в КВН и вел детские дневные передачи. Вернее, с серьезным видом говорил в микрофон: «Здравствуйте, ребята» и «Дорогие друзья! На этом передача закончена». Больше от меня как от ведущего ничего не требовалось. А еще играл главные роли в народном театре при Дворце культуры «Железнодорожник». Так что среди двадцати абитуриентов уже тогда выделялся, экзамены сдал легко.

Учились мы четыре года. Большую роль в моем творческом взрослении сыграл мастер Юрий Николаевский. Его уже нет в живых, я и сам давно разменял седьмой десяток... На первом курсе дали главную роль в детском спектакле. А после выпускного всех шестнадцать студентов забрал к себе интересный молодой режиссер Эдуард Симонян. Мы поступили в областной челябинский Театр имени X-летия Октября.

Там у меня вскоре возник роман с актрисой Людмилой Денисенковой. Люся была замужем, но отношения в семье разладились, брак их давно уже стал абсолютной формальностью. Она ушла ко мне, в 1970 году у нас родилась Юля. Наш союз был настоящим и крепким, я стараюсь помнить только хорошее. Тем более что Люси уже нет в живых. А с Юлькой мы очень близки и часто общаемся. Она живет в Екатеринбурге, замужем, подарила мне внуков — Матвея и Лизу.

С первой женой актрисой Людмилой Денисенковой я познакомился в областном челябинском Театре имени X-летия Октября. Фото: из архива В. Воскресенского/сцена из спектакля «Нормандия-Неман»

Так вот, с Люсей мы решили вместе уехать с Урала и попытать счастья в Тамбове, куда нас пригласил главный режиссер театра. Переехали, отработали несколько лет, потом нас «посватали» в Рязань.

В то же время я получил главную в своей жизни роль — в очереди за колбасой. В провинции был тогда дефицит хороших продуктов, а в столице прилавки от них ломились. Так что по выходным часто садился в электричку и ехал добывать провиант для семьи. Приезжаю однажды из Рязани в Москву. Как всегда, бегом в гастроном. И вдруг чувствую на себе пристальный взгляд. Подходит женщина:

— Хотите сниматься в кино? На Киностудии Горького начинается работа над сказкой «Финист — Ясный Сокол». Вы нам подходите. — Я опешил и ущипнул себя за руку: неужели не сон? А она продолжила: — Вы москвич?

— Нет. Из Рязани.

— Ну, это уже легче: не так далеко. А на каком предприятии работаете?

— Так я актер!

От такой удачи моя новая знакомая аж просияла. И скомандовала:

— Все, поехали! У меня машина за углом стоит.

Я мгновенно забыл про колбасу и очередь. На киностудии меня встретил Борис Грачевский, который сейчас выпускает знаменитый киножурнал «Ералаш». И вот меня загримировали, шлем надели и сделали фотопробы. Режиссерской группе я не глянулся. Кто-то рассмеялся: «Вы зачем к нам татарина привели?» А я тогда такой круглолицый был, скуластый. Но ассистент по актерам настояла на своем. Когда провожала меня со студии, велела ждать звонка.

Переночевал у друзей и вернулся домой с колбасой, конфетами и тортом. Жена говорит: «Слава, звонили с Киностудии Горького, спрашивали, свободен ли ты будешь через два-три дня». Еще раз в Москву вызвали, посерьезнее попробовать. Спросили, умею ли я скакать на лошади и петь. Лошади — моя любовь с детства, в седле сижу хорошо и мог ездить даже без седла. Пел тогда тоже недурно.

Когда я второй раз приехал в Москву, меня и актера Бориса Щербакова повезли на ВДНХ, в корпус, где содержали коней для выставки. Там же был небольшой ипподром. Нас с Борей решили проверить на способности к верховой езде.

Надели на меня что-то типа кольчуги из металлических лепестков, шлем, сапоги и посадили на коня. А он оказался норовистым. Сначала пошел шагом, потом рысцой, я решил пришпорить его, а конь испугался звука бляшек на кольчуге и помчал сначала галопом, а потом — во весь опор через рвы, барьеры и все остановиться не может.

Группа всполошилась, думают — сейчас разобьюсь. Сопровождающий коня джигит бежит за мной и кричит во весь голос: «Скажи тпр-у-у-у!» Да какое там! Не помогает. Я в отчаянии начал перебирать узду и выговаривать коню: «Что ж ты меня позоришь? Остановись, пожалуйста!» И он понял — встал как вкопанный. Я эффектно соскочил с седла и, видимо, произвел впечатление.

Вернулся на электричке домой. Жена говорит: «Ну ты зазвездил, опять в Москву вызывают». Через неделю меня снова «мучили» — но уже с текстом. На студии я увидел свою Аленушку — Свету Орлову. Почти влюбился в нее: обаятельная, красивая, трепетная, нам было легко работать вместе. Она великолепно танцевала, так как с детства занималась хореографией. Но я до последнего дня сомневался, утвердят ли меня на главную роль. Ведь на Финиста пробовались довольно известные актеры... И вот в Рязань пришла телеграмма: «Поздравляем с утверждением, первый съемочный день тогда-то». Мне было двадцать шесть лет.

Со Светой Орловой. Фото: Global Look Press/кадр из фильма «Финист — Ясный Сокол»

Съемки начались в Подмосковье в мае. Жаль, с самим Роу поработать не удалось. Он написал лишь сценарий сказки и умер незадолго до запуска фильма. Режиссером «Финиста» стал Геннадий Васильев. Хорошо помню первый день на площадке. Сначала была сцена с песней — старался, пел под фонограмму, потом снимали конец сказки. В тот же день я сломал позвоночник...

Это должны были быть финальные кадры: мой Финист всех победил, вскочил на коня, впереди посадил Аленушку, и они въехали в белокаменный город. Меня переодели в алый плащ. И я в этом плаще стою на том же месте, где недавно «пахал поле». На берегу Москвы-реки, на краю косогора, а его еще полили, чтобы трава блестела.

Сажусь на коня, ветер подул, плащ завернулся и хлестанул лошадь по глазам. Она вздыбилась, копыта заскользили, и мы начали сползать вниз. Чудом выдернул ноги из стремян перед тем как покатиться с конем под откос. Это спасло — он легко мог меня раздавить, если бы я остался в седле. Когда мы уже были внизу, на косогоре собралась вся съемочная группа. Немая сцена. Наверное, они тогда подумали: «Хорошо, что в первый день сорвался, можно легко заменить актера». Это я шучу, а тогда мне было не до смеха — искры из глаз посыпались. Но превозмогая боль, встал и отряхнулся.

— Живы?

— Живы!

Конь, кстати, не пострадал. Правда в тот день больше ничего не снимали. Перенервничали.

А вскоре у меня заболела спина. Тогда я не обратил на это внимания. Болит и болит... Мало ли. Не до того — продолжали работать. Я мотался туда-сюда между Рязанью и Москвой, так как был плотно занят в репертуаре театра. Лишь когда после съемок вернулся домой и боль стала невыносимой, пошел к врачу. Сделали снимок. Оказалось, у меня перелом, но оперировать уже поздно — там хоть и неправильно, но все срослось. С тех пор спина постоянно дает о себе знать, одно время я даже не мог передвигаться без костылей.

Я считаю это платой за свое актерское счастье. Ведь на съемках попал в сказку в прямом и переносном смысле слова. Рядом были мастера, которых раньше видел только на экране: Михаил Пуговкин, Людмила Хитяева, Георгий Вицин, Михаил Кононов. Особенно трепетал перед Гликерией Богдановой-Чесноковой, игравшей в «Финисте» старушку-веселушку. Не только я, уважение к этой актрисе было колоссальным. Когда Гликерия Васильевна приезжала на площадку, обычный гам смолкал. Перед нею все вытягивались по струнке, как солдаты перед генералом, и почему-то говорили полушепотом.

Фото: Владимир Бертов

Подружиться удалось не со всеми коллегами. Георгия Вицина, к примеру, привозили на площадку, а после съемок сразу увозили обратно в Москву. С нами он не жил, совместных сцен у меня с ним не было, поэтому близкого общения не получилось. Михаил Кононов, игравший писаря Яшку, вел себя слегка заносчиво — он уже снялся в фильмах «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай», «Большая перемена», прославивших его на всю страну.

А вот Михаил Иванович Пуговкин оказался душа-человек. Приехал на съемки с женой, жил в деревенском доме недалеко от площадки. Но постоянно общался со всеми, заходил в гости в актерское «общежитие». Как-то я купил три литра молока, чтобы сделать простоквашу. Поставил на солнце, а оно не скисает! Михаил Иванович посмотрел на это и развел руками: «Не занимайся глупостями. Кто ж так настоящее, деревенское, из-под коровки молоко сквашивает? Возьми горбушку хлеба, кинь туда, и у тебя к утру будет простокваша, а приедешь со съемок — творожок». Этим рецептом я потом пользовался много раз.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Виктор Низовцев ловец ускользающих снов Виктор Низовцев ловец ускользающих снов

«С некоторыми из моих персонажей связаны почти мистические истории»

Караван историй
10 мифов о мужчинах, в которые пора перестать верить 10 мифов о мужчинах, в которые пора перестать верить

Мифы о мужчинах - самая загадочная штука в мире

Cosmopolitan
Сабрина на острове свободы Сабрина на острове свободы

Певица Сабрина Багирова о свободе, детстве и материнстве

Elle
От «Матрицы» до «Сноудена»: лучшие фильмы всех времен про хакеров и программистов От «Матрицы» до «Сноудена»: лучшие фильмы всех времен про хакеров и программистов

Список лучших картин о хакерах, программистах и системах безопасности

Playboy
Этого не отнять Этого не отнять

Сколько секса должно быть в хороших отношениях?

Cosmopolitan
5 ошибок сооснователя justfood Сергея Королёва 5 ошибок сооснователя justfood Сергея Королёва

Основатель сервиса доставки здорового питания о своих главных ошибках

Inc.
Как ослы приносят пользу пустыням Как ослы приносят пользу пустыням

Ученые обнаружили важный вклад непарнокопытных в процветание засушливых регионов

National Geographic
Нудный объект желания. Почему девушки так боятся зануд Нудный объект желания. Почему девушки так боятся зануд

В жизни девушек есть две беды: целлюлит и мужчины-зануды

Maxim
Субботник для гардероба: как разобрать шкаф и привести все вещи в порядок Субботник для гардероба: как разобрать шкаф и привести все вещи в порядок

Памятка, которая поможет вам позаботиться о своей одежде

Esquire
Бог как иллюзия Бог как иллюзия

Почему религия не должна быть основой нравственности общества?

kiozk originals
Полосатая история: откуда взялись дорожные “зебры” Полосатая история: откуда взялись дорожные “зебры”

Задумывались ли вы о том, кто придумал современную дорожную разметку?

Популярная механика
В уездном городе N-ске. Часть 2 В уездном городе N-ске. Часть 2

Вымышленные города на страницах русской классики. Часть 2

Культура.РФ
Начистоту: как обсуждать с партнером проблемы в постели Начистоту: как обсуждать с партнером проблемы в постели

Проблемы и даже небольшие недочеты в постели нужно обсуждать, но как?

Psychologies
Индонезийские курьеры годами обманывают сервис доставки еды — с помощью приложений, которые сами же создали Индонезийские курьеры годами обманывают сервис доставки еды — с помощью приложений, которые сами же создали

Нелегальные сервисы «дорожных айтишников» Индонезии мешают курьерам работать

TJ
Гендиректор на замену: как преемником Баффета оказался человек, в 200 раз беднее «оракула из Омахи» Гендиректор на замену: как преемником Баффета оказался человек, в 200 раз беднее «оракула из Омахи»

Почему Баффет выбрал своим преемником человека, чье состояние в 200 раз меньше?

Forbes
Тест-драйв. В винную столицу России на новой Skoda Octavia Тест-драйв. В винную столицу России на новой Skoda Octavia

Тест-драйв новой Skoda Octavia

СНОБ
Ожидание и реальность: как машины выглядели на скетчах и что получилось Ожидание и реальность: как машины выглядели на скетчах и что получилось

Часто серийные машины сильно отличаются от дизайнерских рисунков

РБК
Техническое обслуживание Suzuki. Стоит ли бояться дилера? Техническое обслуживание Suzuki. Стоит ли бояться дилера?

Обсуждаем официальный дилерский сервис и адекватность его прайс-листов

4x4 Club
«Магический ингредиент»: почему «кровавый» компонент искусственных котлет Impossible Foods критикуют фермеры и экологи «Магический ингредиент»: почему «кровавый» компонент искусственных котлет Impossible Foods критикуют фермеры и экологи

Что не так с искусственным мясом

VC.RU
Сахаров: портрет на фоне эпохи Сахаров: портрет на фоне эпохи

Что заставило академика Сахарова вступить в противостояние с политбюро и КГБ?

Дилетант
Бить или не бить: татуировщики – о трендах индустрии, выборе мастера и сведении рисунков Бить или не бить: татуировщики – о трендах индустрии, выборе мастера и сведении рисунков

Тату: правилах безопасности, стоимость и многое другое

GQ
По пути Израиля: почему российским стартапам нужно перебираться за рубеж По пути Израиля: почему российским стартапам нужно перебираться за рубеж

Российские компании стали примерять на себя модель Израиля

Forbes
10 исторических артефактов, пострадавших по человеческой глупости 10 исторических артефактов, пострадавших по человеческой глупости

Ценнейшие артефакты, поврежденные из-за невежества или некомпетентности

National Geographic
6 фильмов с самым раздражающим финалом 6 фильмов с самым раздражающим финалом

Тот самый момент, когда финал портит все впечатление

Maxim
«У нас никогда не будет историй». Как основатель Instagram боролся с мусором, Цукербергом, подростками и Snapchat «У нас никогда не будет историй». Как основатель Instagram боролся с мусором, Цукербергом, подростками и Snapchat

Отрывок из книги «No Filter. История Instagram»

Inc.
С расчетом на власти и «на авось»: как и на сколько россияне планируют увеличивать свои заработки С расчетом на власти и «на авось»: как и на сколько россияне планируют увеличивать свои заработки

Как российские работники планируют справляться со снижением реальных доходов

Forbes
Дресс-код доступа: по какой теперь «одежке» встречают в приличном обществе Дресс-код доступа: по какой теперь «одежке» встречают в приличном обществе

Толстовка — визитка молодых талантов, кардиган — признак венчурного капиталиста

Forbes
Ученые установили, почему женщинам сложнее достичь оргазма, чем мужчинам Ученые установили, почему женщинам сложнее достичь оргазма, чем мужчинам

Что эволюция сделала с женским оргазмом

Maxim
Как удалить страницу в Одноклассниках на ПК или смартфоне Как удалить страницу в Одноклассниках на ПК или смартфоне

Удалить страницу в Одноклассниках можно даже без доступа к ней

CHIP
5 главных ошибок в ведении бюджетa: обнаружить и исправить 5 главных ошибок в ведении бюджетa: обнаружить и исправить

Как избежать самых распространенных ошибок в ведении бюджета

Psychologies
Открыть в приложении