Актриса Светлана Смехнова-Благоевич всегда отличалась от остальных

Караван историйЗнаменитости

Светлана Смехнова-Благоевич. Путь к себе

Тамара Федоровна, вперив в меня взгляд — о, она умела смотреть так, что мурашки по телу бежали, — жестко отчеканила: «Те, кто хочет шляться по студиям и валяться в постелях у режиссеров, пусть сейчас же встанут, выйдут отсюда и забудут мастерскую Герасимова»

Записала Ирина Кравченко

Фото: Ленфильм/кадр из фильма «Таежная повесть»

Шли съемки картины «Дочки-матери» Сергея Герасимова. Двух сестер, столичных штучек, играли мы с Ларисой Удовиченко, а нашего отца — Смоктуновский, относившийся ко мне с большой симпатией. В один прекрасный день, когда все собрались в гримерной, вошел Иннокентий Михайлович. Поставил свой стул возле меня и нагнувшись к уху, громко прошептал:

— Вот там, — кивнул в сторону улицы, — стоит иностранная машина, да?

Я насколько могла непринужденно улыбнулась:

— Не знаю.

— В машине симпатичный парень, верно?

— Не знаю.

— Так вот, потом здесь, — он указал пальцем на мой живот, — появляется знаешь кто? — И после паузы заключил: — У тебя будет ребенок.

Его слова ошеломили: никаких признаков грядущего материнства я в себе не ощущала. Но вскоре выяснилось, что действительно беременна. О том, что в моей жизни произойдут важные перемены, Смоктуновский догадался первым. Редкий был человек, мог и шутить, и язвить, иногда просто молча смотреть — и видеть все. Спустя годы я открыла нехитрую истину: чтобы понять других, надо узнать себя. Поймала себя на мысли, что головокружительное счастье лишь дважды накрывало меня, причем когда оказывалась одна.

...Первый раз — на съемках картины «Берег принцессы Люськи» Вячеслава Никифорова. Группа уехала снимать сцену, в которой я, главная героиня, не участвовала. Оставшись в одиночестве на поляне посреди неземной красоты — яркое осеннее солнце, искрящаяся в его лучах река, позади лес стеной, — шлепнулась на землю и радостно вопя, в каком-то диком, сумасшедшем восторге принялась валяться в листьях, траве, грибах. Мне было восемнадцать.

В другой раз пережила подобное в Африке на съемках «Комитета девятнадцати». Пока устанавливали камеру, я через узкую полоску джунглей, отмечая камешками дорогу, отправилась к синевшему в зелени океанскому берегу. Увидев ходуном ходившие волны, опять упала на белый песок и каталась, дико крича от приступа неожиданно нахлынувшего счастья. Пока не услышала — зовут — и не бросилась назад, но камешков своих найти не смогла... Как выбралась, не помню. Откуда шло это стремление отъединиться? Так может подумать любой, кто знает меня по фильмам: выглядела то я всегда залюбленной, избалованной, похожей на своих героинь из картин «Дочки-матери» и «Таежная повесть» — которых нянчат и в прелестные глазки заглядывают. Так и было, но лишь в раннем возрасте.

Детские годы текли волшебно — с мамой, оперной певицей, и папой-композитором, с балетом и фортепиано, с прогулками по родным арбатским окрестностям — Сивцеву Вражку, Гоголевскому бульвару, Собачьей площадке. Родители меня очень любили и без конца убеждали, что я самая лучшая, самая красивая. Длинные ноги, серые глаза, стройная фигура... И польская кровь — бабушка по папе полька.

В фильме «Дочки-матери» мы с Ларисой Удовиченко играли сестер, а Иннокентий Михайлович — нашего отца. Во время съемок он вошел в гримерную и наклонившись к моему уху, громко прошептал: «У тебя будет ребенок». Фото: Киностудия им. М. Горького

Однажды на улице к нам с мамой подлетела женщина и задала сакраментальный вопрос:

— Ваша девочка не хочет сниматься в кино?

Моя прагматичная мама ответила:

— Хочет.

Мы стали ездить на студию научно-популярных фильмов, где я, трехлетняя, участвовала в коротеньких назидательных сюжетах, вроде тех, что «спички детям не игрушка».

На «работу» меня возили в ЗИМе с открытым верхом, и я неизменно ехала стоя, еще и приподнимаясь на цыпочках.

— Сядь, — просила мама.

— Нет, — упорствовала я, — меня должна видеть страна.

Потом желание что-то изображать перед кинокамерой пропало на годы, да и не до того стало — в восемь лет жизнь моя перевернулась.

Папа влюбился и ушел из семьи — страсть, ничего не поделаешь. Целыми днями мама пропадала на «Мосфильме»: у нее случилось несмыкание связок и с сера. Меня отдала в интернат, и эфирная, боттичеллиевская девочка столкнулась с суровой реальностью.

Из казенного учреждения мама забирала меня в пятницу, а в воскресенье вечером отвозила обратно — с тех пор не люблю воскресенья. Мама приходила заниматься со мной фортепиано, но балет я потеряла и так плакала! В интернате детей в наказание за малейшую провинность, хотя бы за то, что ночью побежал в туалет, били палкой. Как-то я, восьмилетняя, стоя на подоконнике, мыла окно на пятом, что ли, этаже — и поскользнулась. Хорошо, успела ухватиться за раму, девчонки втащили обратно. И это — московский интернат в центре города!

О моих переживаниях мама знала, плакала вместе со мной, но с пятидневки забрать не могла. Она пыталась вновь выйти замуж, а я запрещала, поскольку безумно ее любила и не желала ни с кем делить. Раз даже распахнула окно и объявила: «Если пойдешь с этим мужиком, выброшусь!»

С отцом виделась нечасто, его второй жене, по-видимому, не слишком нравилось, что муж общается с дочерью. Но когда она уезжала, папа звонил и мы замечательно проводили время: гуляли по лесу, вели долгие беседы. Почему он редко появляется, не спрашивала, главное, я чувствовала его любовь, а когда тебя любят, вопросы не нужны.

Мои интернатские мучения закончились в пятнадцать лет: мама забрала меня из этого ада. Вырвавшись на свободу, девятый — десятый классы попросту пропустила. Когда педагоги спрашивали нас с подружкой, такой же прогульщицей, где пропадаем, мы делали честные глаза: «По музеям ходим — образовываемся». А сами, вырядившись в импортные шмотки — брат подруги, работавший в МИДе, привозил их нам обеим, фланировали по центру. И веселились на дискотеках. Их в середине шестидесятых в Советском Союзе не знали, но подружкин брат проводил на закрытые, мидовские. Там выступали зарубежные группы, о которых «простые граждане» и не слышали.

Впрочем, период гулянок закончился быстро, поскольку у меня пошла серьезная, взрослая работа — в кино. Из-за не обычных миндалевидных глаз меня часто называли «второй Анастасией Вертинской». И еще артисткой, я хорошо читала стихи.

Во ВГИКе я училась у Герасимова и Макаровой. На людях актриса выглядела холодноватой красавицей, но дома была совсем другой. Фото: archive sovexportfilm/global look press

Я училась в десятом классе, когда Григорий Козинцев позвал меня на пробы Корделии в «Короле Лире». При этом мама, хотя и работала на «Мосфильме», никак мне в кино не помогала. Просто после съемок в трехлетнем возрасте мои фотографии попали в картотеку студии и несколько раз обновлялись. На роль меня не утвердили, внешняя разница между мной, совсем девчонкой, и старшими дочерьми главного героя — их играли Галина Волчек и Эльза Радзиня — оказалась довольно заметной. Позднее в «Комитете девятнадцати» моим партнером был Юри Ярвет, гениально исполнивший у Козинцева Лира. Он сказал, что Григорий Михайлович, не взяв меня в свою картину, жалел об этом. Моя тогдашняя хрупкость и детскость очень подходили образу Корделии. Зато когда приехавшая со мной на пробы мама спросила Григория Михайловича, стоит ли мне заниматься актерской профессией, он ответил: «Ей только этим и стоит».

Оканчивая школу, я подумала: раз балериной стать не удалось, пойду во ВГИК. То, что в аттестате пятерки лишь по астрономии и рисованию, остальные — тройки, не смущало совершенно. Учиться мечтала у Сергея Герасимова, но в тот год он курс не набирал, как и на следующий. Пыталась поступать в разные театральные вузы — просто чтобы посмотреть, проверить свои способности, при этом продолжала сниматься.

Киевский режиссер Николай Рашеев, тот самый, который потом снял «Бумбараша», приступал тогда к съемкам «Маленького школьного оркестра» про ребят из джазового ансамбля. Искал непрофессионалов, и мне досталась роль единственной в квинтете девочки — играющей на контрабасе.

Микаэл Таривердиев, писавший музыку к картине, сказал, что прежде чем начнет сочинять, ему надо увидеть меня. И мы с Николаем отправились к композитору в гости. Огромный стол ломился от угощений, приготовленных к нашему приходу. Микаэл Леонович включил музыку, мужчины вполголоса беседовали, а я, встав из-за стола, бродила по комнате, касаясь руками каких-то предметов. Таривердиев же, как оказалось, наблюдал за моими движениями.

Картина получилась прелестной, наполненной юношеской чистотой и естественностью, пронизанная чудесной музыкой. Но поскольку в «Оркестре» звучали исключительно джазовые композиции, а в конце шестидесятых считалось: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст», фильм положили на полку. Зато я окончательно поняла, что кино — это мое.

Между тем попытка поступить в Щукинское провалилась. Я стояла на ступеньках училища и плакала: все-таки обидно, что способности не оценили. Подошел какой-то мужчина:

— Сколько тебе лет?

— Семнадцать.

— Хочешь сниматься в кино?

— Хочу.

— Вот сценарий, вот деньги — завтра покупаешь билет и едешь в Белоруссию.

Незнакомец оказался режиссером Вячеславом Никифоровым, который и снял меня в «Береге принцессы Люськи».

В том же 1969-м на картине «Жди меня, Анна» познакомилась с молодым, но уже известным по фильму «Щит и меч» Олегом Янковским. Снималась я всего пять-шесть дней, но у нас завязались дружеские отношения. Все мои крупные планы Олег, что редкость для партнеров, отстоял рядом с оператором и отыграл за своего персонажа. Позднее Янковский предлагал:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Балуев: «Я не один» Александр Балуев: «Я не один»

Интервью с актером Александром Балуевым

Караван историй
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Владимир Любаров. Пара слов о себе Владимир Любаров. Пара слов о себе

Ему подражают, его подделывают — объективное мерило популярности и успешности

Караван историй
Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна Астероидные кольца, сила гравитации и сжатие звездного облака: откуда взялась Луна

Почему ни одна из гипотез не может объяснить, как на самом деле «родилась» Луна

Maxim
Кристина Хендрикс. Натуральная величина Кристина Хендрикс. Натуральная величина

Где бы Кристина Хендрикс ни появлялась, мужчины забывали о приличиях

Караван историй
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Андрей Смирнов. Динозавр Андрей Смирнов. Динозавр

Интервью с режиссером и актером Андреем Смирновым

Караван историй
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Битва герцогинь Битва герцогинь

Меган Маркл добилась того, что в «великолепной четверке» наметился разлад

Караван историй
Как избежать ошибок на переговорах Как избежать ошибок на переговорах

Распространенные просчеты в оффлайн- и онлайн-переговорах и как их избежать

Inc.
Чудо-остров Чудо-остров

Ирина Безрукова об участии в шоу «Последний герой. Актёры против экстрасенсов»

OK!
Команда спасателей Команда спасателей

Справляемся с отпускными кризисными бьюти-ситуациями

Moodboard
Наталья Жванецкая: «Михал Михалыч — непоседа!» Наталья Жванецкая: «Михал Михалыч — непоседа!»

«Однажды на мой упрек сказал: Не делай так, чтобы я боялся возвращаться домой»

Караван историй
На египетской картине нашли библейский синий На египетской картине нашли библейский синий

Из чего древние египтяне делали редкую краску — библейский синий

N+1
Шалом, отпуск! Шалом, отпуск!

Соединить все в одном путешествии можно в Израиле

StarHit
Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины Новые преступные схемы с клиентами СТО. Как не лишиться денег и машины

Как мошенники маскируются под персонал СТО

РБК
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Стукнул чужое авто на парковке, оставил телефонный номер и уехал: можно ли так поступить Стукнул чужое авто на парковке, оставил телефонный номер и уехал: можно ли так поступить

Можно ли покинуть место ДТП, оставив записку с телефонным номером?

ТехИнсайдер
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
«Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией «Снимаешь парик и чувствуешь себя голой»: как живут женщины с алопецией

Истории женщин, которые научились жить с алопецией и помогают другим

Forbes
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Культурная повестка: «Исток» Культурная повестка: «Исток»

Софья Эрнст — о своем отношении к русской культуре и традициям

Moodboard
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации

Как строить из того, что предлагает сам Марс?

Inc.
Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного Олег Нестеров — об Александре Кнайфеле и пределах невозможного

Музыкант Олег Нестеров — о музыке, которую сегодня стоит услышать каждому

РБК
История профессора Либреску! Он пережил Холокост и пожертвовал собой при стрельбе в университете История профессора Либреску! Он пережил Холокост и пожертвовал собой при стрельбе в университете

История профессора Ливиу Либреску — это не просто рассказ о героизме

ТехИнсайдер
Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей Чернохвостые оленихи унаследовали миграционные маршруты матерей

Как самки оленей учатся мигрировать у собственных матерей

N+1
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Открыть в приложении