Зинаида Григорьевна Морозова выложила огромную сумму за усадьбу Горки

Караван историйИстория

Последняя хозяйка усадьбы Горки

Нина Белова

Фото: музей-заповедник «Горки Ленинские»

В 1909 году на станции Герасимово Павелецкой железной дороги продавалась старинная усадьба Горки: двести десятин земли, липовый парк и барский дом, расположенный на высоком берегу реки Пахры. Однако владельцы заломили такую цену, что покупателя долго не находилось: не получив скидки, интересующиеся уезжали ни с чем. И только генеральша Рейнбот, более известная в обществе как Зинаида Григорьевна Морозова, выложила требуемую сумму не торгуясь...

Кузнецкий Мост, как всегда, гудел. Зинаида Григорьевна вышла из магазина Дациаро, где приобрела несколько гравюр для своей коллекции. Витрины, модные лавки, уличная суета утомили, и она решила передохнуть в кофейне Сиу. Какой-то высокий мужчина с навощенными усами, в пенсне с золотой оправой придержал перед ней дверь. Она мельком взглянула из-под шляпы и признала в галантном господине московского градоначальника Анатолия Анатольевича Рейнбота. На другой день он прислал букет роз. Она отправила открытку с благодарностью. Завязалась переписка...

Новым владельцем роскошного дома Зинаиды Григорьевны стал купец-миллионщик, известный меценат и коллекционер Михаил Рябушинский. Фото: © A.Savin. wikicommons / https:// commons.wikimedia.org / wiki / file:moscow_spiridonovkastreet_morozova_palace_01-2017.jpg

Прошло два года с того рокового дня, когда Зинаида Григорьевна услышала выстрел и обнаружила мужа, крупнейшего ситцевого фабриканта и мецената Савву Тимофеевича Морозова, в гостиничном номере в Каннах с простреленной грудью. В самоубийство она не поверила: через распахнутое окно отчетливо видела убегающего человека и к тому же слишком хорошо знала его друзей-революционеров с Леонидом Красиным во главе. Но женщину никто не слушал — ни французская полиция, ни родственники мужа.

После гибели Саввы она унаследовала огромные капиталы: заводы в Пермской губернии, паи Товарищества Никольской мануфактуры и Трехгорного пивоваренного завода, акции Черноморско-Дунайского пароходства — и умело ими распоряжалась.

Смерть мужа Зинаида переживала тяжело, в своем замке на Спиридоновке практически никого, кроме близких друзей, не принимала, не бывала на светских раутах и лишь изредка появлялась на премьерах в Художественном театре. Однако следовало жить дальше: у нее ведь четверо детей — Тимофей, Мария, Елена и Саввушка. Младшему сыну было всего два года, когда не стало отца.

Зинаида приняла ухаживания Анатолия Рейнбота. Седьмого августа 1907 года московский градоначальник обвенчался с богатой вдовой. Церемония проходила тайно. Фото: музей-заповедник «Горки Ленинские»

Случайная встреча с молодцеватым генералом почему-то взволновала. Впервые после двух лет затворничества ей захотелось выйти в свет. Она приняла ухаживания. Кадровый военный и потомственный дворянин Анатолий Рейнбот имел положение при дворе.

Седьмого августа 1907 года московский градоначальник обвенчался с богатой вдовой. Церемония проходила тайно в Николаевской церкви села Лысцева Тульской губернии — жених состоял в свите императора и не спросил высочайшего согласия на брак. Только после венчания он обратился с ходатайством к императору о прощении и получил заверение, что его поступок последствий иметь не будет.

Ради Зинаиды генерал развелся с первой женой Марией Александровной Дехтеринской, оставив ей двоих сыновей — Анатолия и Георгия, и расстался с содержанкой, кафешантанной певичкой, выплатив солидные отступные. Слушок об этом по Москве прошел, но новоиспеченная супруга не обратила на сплетню никакого внимания.

Старинная, известная еще с ХVI века вотчина включала в себя небольшую деревушку, два сельца, пахотные, лесные и сенокосные угодья. Фото: музей-заповедник «Горки Ленинские»

Злые языки тут же окрестили их брак союзом тщеславия и расчета. Честолюбивая купеческая вдова захотела, мол, в дворянки пролезть, а бравый генерал не устоял перед «обаянием» морозовских миллионов. Она же просто устала быть одной.

В последние годы их семейной жизни Савва увлекся актрисой Художественного театра Марией Андреевой, и Зинаида очень страдала. Ей хотелось женского счастья и надежного мужского плеча, которые надеялась обрести в этом браке.

Вот только дальнейшая жизнь сложилась совсем не так, как мечталось. Спустя несколько месяцев после бракосочетания против мужа выдвинули обвинения в казнокрадстве...

Карьерный взлет Анатолия Рейнбота был стремителен. В январе 1906 года вместе с производством в чин генерал-майора он получил назначение на должность московского градоначальника — шефа городской полиции. При представлении заявил: «Я считаю, господа, себя обязанным находиться на службе двадцать четыре часа в сутки». Новый градоначальник проявил себя энергичным и решительным администратором. Он перевооружил московскую полицию, городовых пересадил на велосипеды, пожарных обеспечил соответствующей экипировкой и усилил борьбу с бомбистами, за что эсеры внесли его в список первоочередных врагов и открыли на него охоту.

Окна второго этажа архитектор украсил барельефами с сюжетами греческих мифов. Лепные панно повествовали в том числе о романтической любви могучего воина, покоренного прекрасной женщиной. По сути это была история самих владельцев Горок. Фото: музей-заповедник «Горки Ленинские»

Одно из покушений, третье по счету, пришлось на ноябрь 1906-го. Газета «Русское слово» по этому поводу писала: «Около 11 часов дня в московского градоначальника, когда он шел по Тверской улице, около ворот церкви Благовещения была брошена бомба, разорвавшаяся с оглушительным треском. Градоначальник остался невредим...» Бомба каким-то чудом проскользнула по заснеженному тротуару мимо его ног и свалилась в водосток. Тогда эсер выхватил браунинг и начал стрелять. Пули, просвистевшие над головой, вывели Рейнбота из ступора, и первым же выстрелом он свалил боевика.

После истории с покушением градоначальник приобрел славу храбреца и получил одно из высших отличий Российской империи — звание генерал-майора Свиты Его Величества. Личный доступ к царю открывал ему прямой путь к генерал-губернаторским, а то и министерским должностям. Поговаривали даже, что явного конкурента в нем видел всесильный премьер-министр Петр Столыпин.

Федор Шехтель отказать приятельнице и давней заказчице не смог. А увидев усадьбу, загорелся — такой простор для творчества и фантазий, такой размах. Фото: музей-заповедник «Горки Ленинские»

Однако как оказалось впоследствии, в средствах градоначальник не стеснялся: брал взятки, занимался вымогательством, присваивал казенные и благотворительные деньги. Сенаторская ревизия, нагрянувшая из Петербурга, вскрыла неприятные факты, и Рейнбота обвинили в финансовых злоупотреблениях. Правда многие считали, и возможно не без основания, что его оговорили. Генерал, оскорбленный до глубины души, в декабре 1907 года подал рапорт об увольнении с должности.

Едва улеглись страсти после гибели Саввы Морозова, как Москва вновь принялась бурно обсуждать личную жизнь Зинаиды Григорьевны. «Боже, опять я в центре сплетен и кривотолков, — с горечью думала она. — Москва не простит Анатолию такого скандала».

Тем не менее не зря супруга градоначальника слыла дамой с характером. В поисках выхода из создавшегося положения она круто меняет свою прежнюю жизнь: отписывает старшему сыну Тимофею Морозову дачу в Покровском-Рубцове, продает Михаилу Рябушинскому свой роскошный особняк на Спиридоновке за восемьсот семьдесят тысяч рублей и на вырученные деньги приобретает имение Горки, куда намеревается переехать подальше от пересудов.

Зимний сад — самая большая комната дома — был призван выполнять роль парадной гостиной. Здесь хозяйка намеревалась устраивать приемы и музыкальные вечера. Фото: музей-заповедник «Горки Ленинские»

Старинная, известная еще с ХVI века вотчина включала в себя небольшую деревушку, два сельца, пахотные, лесные и сенокосные угодья. Усадьба на своем веку сменила множество владельцев. Почти триста лет она принадлежала дворянскому роду Спасителевых, приехавших в Первопрестольную в свите Софьи Палеолог. Затем ею владели Белосельские, Трубецкие, Лопухины, Наумовы, Дурасовы, Писаревы. С 1861 года Горки переходят в руки коннозаводчика Сушкина, потом парфюмерного фабриканта Прокофьева и наконец купцов Шибаева и братьев Герасимовых. Когда генеральша Рейнбот приобрела усадьбу, ее территория уже начала продаваться под дачные застройки.

Каким обветшавшим выглядело имение, каким запущенным смотрелся парк! Каким изношенным, будто траченным молью, показался Зинаиде Григорьевне совсем простой усадебный дом! Только один человек способен был вдохнуть в эту увядшую красоту новую жизнь. Вернувшись домой, она набрала номер Федора Шехтеля, с которым дружила. Первый в Москве архитектор, как всегда, был нарасхват, но отказать приятельнице и давней заказчице не смог. «Ну что с вами делать, голубушка, завтра поедем и посмотрим, что за порося вы приобрели», — смеясь, ответил он. А увидев усадьбу, загорелся — такой простор для творчества и фантазий, такой размах! И с увлечением взялся за дело...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров» Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров»

Федор Лавров — о том, каково быть ребенком известных родителей

Коллекция. Караван историй
Счастье — это когда тебя любят те, кого любишь ты Счастье — это когда тебя любят те, кого любишь ты

Можно ли желать себе счастья, когда всем вокруг плохо?

Psychologies
Дарья Шпаликова. Завещание Дарья Шпаликова. Завещание

Дарья Шпаликова рассказывает о своей жизни, родителях и карьере

Караван историй
Равноправие и уважение: почему многие девушки стремятся выйти за иностранца Равноправие и уважение: почему многие девушки стремятся выйти за иностранца

Чего же мы ищем в браке с мужчиной другой ментальности?

Cosmopolitan
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Пружинка слинки: игрушка, рожденная на войне Пружинка слинки: игрушка, рожденная на войне

Знаменитая игрушка пружинка слинки появилась в США в разгар Второй Мировой войны

Популярная механика
Олег Нестеров. Как в последний раз Олег Нестеров. Как в последний раз

Интервью с Олегом Нестеровым

Караван историй
Оттепель: поколение гениев Оттепель: поколение гениев

Хрущёвская либерализация подарила миру целую коллекцию шедевров

Дилетант
Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
Не только её проблема: почему харассмент опасен для нас всех Не только её проблема: почему харассмент опасен для нас всех

Почему на харассмент нельзя «просто не обращать внимания»

Cosmopolitan
Маме доказано Маме доказано

Ульяна еще только начинающая актриса, но уже опытная дочь Ренаты Литвиновой

Maxim
Гипноз в домашних условиях: как мы влияем на близких, а они на нас? Гипноз в домашних условиях: как мы влияем на близких, а они на нас?

Энергетические вампиры и сглаз — это все правда

Psychologies
Знай наших Знай наших

Уникальные достижения отечественных ученых

Популярная механика
Кто из звезд не общается с родственниками: Мадонна, Анджелина Джоли и другие Кто из звезд не общается с родственниками: Мадонна, Анджелина Джоли и другие

Семейные неурядицы не обходят стороной и знаменитостей

Cosmopolitan
Почему весь мир в XXI веке безнадежно отстал от Запада Почему весь мир в XXI веке безнадежно отстал от Запада

Абсолютные экономические лидеры в обозримом будущем

СНОБ
«Ощущение» Хана «Ощущение» Хана

Современные танцевальные труппы сегодня — это модель мира в миниатюре

Seasons of life
Лия Ахеджакова: Лия Ахеджакова:

Знаем ли мы Лию Ахеджакову?

Караван историй
Иллюстратор Светлана Муллари — о работе над дудлом Google, посвященным советскому режиссеру, автору Иллюстратор Светлана Муллари — о работе над дудлом Google, посвященным советскому режиссеру, автору

О Татьяне Лиозновой — важном режиссере для истории кинематографа XX века

Esquire
Нежелезный человек: какие продукты и хитрости помогут избежать анемии Нежелезный человек: какие продукты и хитрости помогут избежать анемии

Чем питаться и как готовить пищу, чтобы не допускать нехватки железа

Psychologies
Ресторатор Игорь Витошинский — о снобизме, шашлыках и ресторанах в Европе Ресторатор Игорь Витошинский — о снобизме, шашлыках и ресторанах в Европе

Ресторатор Игорь Витошинский о развитии бизнеса во время карантина

РБК
«Требуем расстрелять нашего сына»: самый молодой преступник в СССР «Требуем расстрелять нашего сына»: самый молодой преступник в СССР

Владимир Винничевский — самый молодой серийный убийца в СССР

Cosmopolitan
Очки в твою пользу Очки в твою пользу

Учимся правильно подбирать очки

Лиза
Я, мой муж и его любовница: история нашего карантина Я, мой муж и его любовница: история нашего карантина

Часто мы не слышим или неверно интерпретируем слова и намерения друг друга

Psychologies
Исчезнувшие империи, фьорды, застывшие водопады: куда поехать, чтобы увидеть настоящую Турцию Исчезнувшие империи, фьорды, застывшие водопады: куда поехать, чтобы увидеть настоящую Турцию

Турция может предложить куда больше, чем просто курортный отдых

Forbes
Рэпер, муж Ким, миллиардер: что мы знаем о Канье Уэсте и почему о нем говорят Рэпер, муж Ким, миллиардер: что мы знаем о Канье Уэсте и почему о нем говорят

Канье Уэст — неординарный человек, привыкший удивлять

Cosmopolitan
Помнить о будущем: как устроена память и зачем наш мозг строит планы Помнить о будущем: как устроена память и зачем наш мозг строит планы

Отрывок из книги «Это мой конек: Наука запоминания и забывания»

РБК
«Лиза захотела новый дом»: Илья Авербух строит особняк для Арзамасовой «Лиза захотела новый дом»: Илья Авербух строит особняк для Арзамасовой

Илья Авербух готовит семейное гнездо для Лизы Арзамасовой

Cosmopolitan
Владимир Коренев. До и после Ихтиандра Владимир Коренев. До и после Ихтиандра

Ранний брак удержал Владимира Коренева от многих ошибок

Караван историй
Пять книжных штампов, которые нам ужасно надоели Пять книжных штампов, которые нам ужасно надоели

Какие стереотипы о женщинах и отношениях кочуют из книги в книгу

Cosmopolitan
«Я хочу показать, что можно спать 8,5 часов в сутки и управлять двумя компаниями». Джек Дорси — о культуре, ценностях и совершенстве «Я хочу показать, что можно спать 8,5 часов в сутки и управлять двумя компаниями». Джек Дорси — о культуре, ценностях и совершенстве

Что писал и говорил в разные годы Джек Дорси

Inc.
Открыть в приложении