Нелегкая судьба Павла Федотова

Караван историйИстория

Павел Федотов. Несостоявшееся сватовство

Федотов упал на колени перед изумленной Олей, торопливо сделал ей предложение и тут же убежал. Затем отправился к другим знакомым, имеющим дочерей, всех барышень тоже позвал под венец. И помчался на Невский проспект заказывать кольца. Наутро стало ясно, что разум художника помрачен.

Наталия Клевалина

Фото: Fine Art Images/Legion Media/Фото репродукции картины К. Маковского «Русалки». 1879 г. Государственный Русский Музей

Летом 1878 года в усадьбе Загоны, что неподалеку от легендарной гоголевской Диканьки, Константин Маковский увлеченно писал «Русалок». Сюжет был сказочный: залитая призрачным светом река с таинственными «водяными девами», взлетающими в хороводе по темному небу к самой луне. Но что-то у художника с замыслом не ладилось.

В один из дней к крыльцу подкатила запряженная четверней коляска с форейтором. Выпрыгнувший из нее незнакомец был довольно примечательной наружности — с длинными, по-казацки вислыми усами и в накинутом на плечи просторном сером плаще, называемом на Полтавщине «кобеняк», который украшала крупная алмазная пряжка. Представившись живущим неподалеку помещиком Василием Васильевичем Тарновским, сосед осведомился у челяди, не здесь ли нанимает дачу господин Маковский, и объяснил, что желает забрать прославленного живописца из «непотребной дыры», предоставив в его распоряжение свою Качановку — для вдохновенного творчества.

Фото: В. Вдовин/РИА Новости/Фото репродукции автопортрета Павла Андреевича Федотова. Государственная Третьяковская Галерея; А. Свердлов/РИА Новости/Фото репродукции картины П. Федотова «Вдовушка (с лиловыми обоями)». Государственная Третьяковская Галерея

Вскоре из Качановки прибыли экипажи. Прихватив эскизы «Русалок» и кое-какие свои пожитки, Маковский отправился в соседнее имение. Тарновские оказались милейшими людьми и тут же пригласили Константина Егоровича отобедать. К столу вышла дама лет сорока, коротко представленная хозяевами Юлией Васильевной, недавно овдовевшей родственницей.

Что-то смутно знакомое почудилось в облике женщины — и эта склоненная голова, и черное платье, хотя художник мог поручиться, что никогда с ней раньше не встречался. После трапезы мужчины удалились в кабинет, куда им подали крепкое и сигары. Зашла хозяйка Софья Васильевна, справилась, удобно ли гостю. Завязалась беседа.

— Вы уж простите нашу молчунью, — начала Софья Васильевна, — от горя все отойти не может. А кстати, Васенька не рассказывал вам про тетушку свою, тоже Юлию Васильевну? В нее же без памяти был когда-то влюблен известный художник Федотов. Даже рисовал ее. Они с нашей Юлией, говорят, очень похожи.

— По молодости тетушка слыла весьма авантажной барышней! — добавил Василий Васильевич.

— Увидела федотовские работы и объявила: мол, хочу его в мужья!

Тут-то и понял Маковский, откуда знакомо ему лицо печальной дамы в темном платье. Просто она напомнила ему Юлию Тарновскую, с которой писана купеческая дочка в знаменитом «Сватовстве майора». Да и «Вдовушка», перед которой Маковский простаивал часами, задумав создать собственную версию этого грустного сюжета, чем-то неуловимо похожа на Юлию.

— Да, недурна была наша Юлия Васильевна! — попыхивая сигарой, проронил хозяин. — На галерее висят картины художника Волоскова, был здесь и такой. На некоторых из них она. Не желаете полюбопытствовать?

Прежний хозяин усадьбы Григорий Степанович Тарновский был бездетным, сообщил Василий Васильевич, и после ранней кончины брата, отставного подпоручика из Полтавы, взял на воспитание многочисленных племянников: Юлию, отца нынешнего владельца поместья, трех их братьев и пять сестер. Но Юленьку дядюшка выделял особо, только ей дозволялось разливать чай гостям.

Фото: ТАСС/Фото репродукции автопортрета К. Маковского. Государственная Третьяковская Галерея

Полотна, висевшие на галерее, Константин Егорович нашел простоватыми, написанными явно ради интерьера. На одном Алексей Волосков запечатлел комнату, носившую название Фонарик, с модными для того времени готическими мотивами в отделке. На фоне стрельчатых окон с цветными витражами Юлия в светлом платье с ниткой коралловых бус в руке стояла за спинкой стула, на котором расположился Григорий Степанович. Маковского невольно тронуло милое лицо девушки со смутной грустью во взоре.

На другом холсте она все в том же летящем белом платье с оборками и с той же печалью на лице шла по дорожке парка с дядюшкой, держащим трубку с длинным чубуком. Маковский смотрел на посредственную мазню и вспоминал знаменитое «Сватовство майора».

...Поздней осенью 1850 года в мастерской Федотова, что на 21-й линии Васильевского острова, царил страшный холод. Позирующая Юлия в тонком муслиновом платье отогревала дыханием замерзшие руки, но не жаловалась. Чтобы развлечь модель, Павел Андреевич декламировал шуточные стихи собственного сочинения. Он назвал их «Рацея». Читал на манер уличного раешника-зазывалы.

Вот извольте-ка посмотреть:
Вот купецкий дом —
Всего вдоволь в нем...
А вот извольте посмотреть:
Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец,
Есть что пить и что есть...
Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь:
«Не хочу, вишь, зятька с бородою!
Мне по крайности дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь!..»
А жених тут как тут и по чину — точь-в-точь.

Полотно «Сватовство майора» выставлялось на прошлогодней академической выставке, наделало много шума и принесло художнику известность. Картину приобрел меценат Федор Иванович Прянишников. Сейчас, год спустя, Павел работал над вторым вариантом и на сей раз моделью для невесты выбрал Юленьку. Не переставая класть мазки, он продолжал:

...И вот извольте посмотреть,
Как наша пташка сбирается улететь;
А умная мать
За платье ее хвать!
И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, —
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
Я, дескать, до денежек доберусь!

Юлия звонко рассмеялась, а Федотов вдруг помрачнел. Не понимая резкой перемены его настроения, девушка тоже притихла. Какое-то время слышен был лишь вой ветра за окном.

— Вот вы, Юленька, веселитесь, а мне-то не до смеха, — прервал молчание художник.

— Отчего же, Пава? — Федотов невольно вздрогнул — не привык еще, так называли его только домашние и самые близкие друзья. — Вам со мной скучно?

Юлия присела на диванчик, где расположился манекен с гитарой в шарнирных руках, прозванный кем-то Олей. Павел отложил кисти, взял из рук куклы инструмент и запел, голос он имел замечательный.

Фото: Vostock-photo/Фото репродукции портрета Г. Тарновского

Однажды на маневрах полк его стоял в каком-то глухом селе, вечерами заняться было решительно нечем, и Федотов частенько, сидя у окна, развлекал себя пением под гитару. А вскоре заметил, что денщик Коршунов стал подавать к столу курочку, которую раньше добыть было непросто. Павел заподозрил неладное — не иначе у деревенских таскает ловкач. Учинил допрос, и тут выяснилось: Коршунов за небольшую мзду впускает в палисадник охотников послушать пение барина — оттуда и деньги на кур.

Минуту-другую художник рассеянно перебирал струны и наконец запел:

Шарф голубой! Шарф голубой!
Как часто, бывало,
Вслед за тобой
Сердце летело
И страсти боролись с бессильной душой...

Этот слезливый романс на стихи Титова был очень популярен у юных девушек, не обошло модное поветрие и Юлию.

Окончив недавно Смольный институт, она вернулась в Качановку и каждую осень приезжала вместе с дядей, тетей и многочисленной челядью в Петербург.

— Юленька, — прервал песню Федотов, — меня ведь вашим женихом кличут, поздравляют все...

— Так в чем же дело, Пава? — улыбнулась та.

— Да как-то совестно, — кивнул он в сторону мольберта с неоконченной картиной, — выступать в роли такого вот майора, желающего поправить свои обстоятельства женитьбой на богатой барышне...

Художник резко встал, отбросив жалобно вздрогнувшую струнами гитару.

Трудно было Павлу Андреевичу, не раз обжегшись, вновь довериться чувству. Да и какой из него жених? Немолод, тридцать пять сравнялось. Недавно в шутку изобразил карандашом себя натягивающим на лысеющую голову перед зеркалом парик со словами: «Теперь невест сюда, невест!» И вот, поди ж ты, призыв был услышан...

В конце 1849 года, увидев на выставке в Академии художеств работы Федотова, в том числе «Сватовство майора», двадцатилетняя Юлия — осенью она, как обычно, прибыла в столицу с дядюшкой и сестрой Эмилией — в восторге твердила, что пойдет под венец лишь за него, а коли не возьмет в жены, попросится в натурщицы. И вот уже Павел получает от нее письмо с признанием в любви, а вскоре Юлия и сама пожаловала в мастерскую. Восхищалась талантом, просила разрешения посмотреть, как работает. Федотов, покоренный обаянием гостьи, не возражал. Вопреки светским условностям, вскоре она стала бывать в студии на Васильевском острове без сопровождения мужчины или пожилой дамы, только с сестрой. Позировала, иногда приглашала на прогулку.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм» Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм»

Нет маленьких ролей! Маленькая роль у тебя в голове

Караван историй
Кисты яичника: нужна ли операция? Кисты яичника: нужна ли операция?

Могут ли такие кисты помешать наступлению беременности?

9 месяцев
«Шаромания» «Шаромания»

Сегодня гравюры — ценный источник сведений по истории воздухоплавания

Дилетант
Умная материя Умная материя

Армия нанороботов сделает нашу жизнь окончательной фантастикой

Популярная механика
Самая обаятельная и привлекательная Самая обаятельная и привлекательная

Что это за качество — харизма — и можно ли его в себе развить?

VOICE
USB 3.1 и Type-C: спутанный клубок USB 3.1 и Type-C: спутанный клубок

Помогаем разобраться в обозначениях современных стандартов USB

CHIP
Полный улет Полный улет

Индивидуальный летательный аппарат Flyboard Air

Популярная механика
Лучшие и худшие боевики с Томом Крузом за последние 7 лет Лучшие и худшие боевики с Томом Крузом за последние 7 лет

Как актер стал самым проверенным героем экшн-фильмов современности

Правила жизни
Человек играющий Человек играющий

Сэр Пол Смит уверяет, что чувство юмора и самоирония помогают ему в работе

The Rake
Другой Кушнер Другой Кушнер

Брат Джареда Кушнера управляет фондом на миллиард долларов в эпоху Трампа

Forbes
Катя Гусева Катя Гусева

Сексуальная ведущая и продюсер канала Fashion TV

Playboy
Женщина в погонах Женщина в погонах

Узнай, как девушке поступить в высшее военно-учебное заведение

Лиза
Ника со сливками Ника со сливками

О бандитском Петербурге и кулинарных книгах

Esquire
Увольняют? Не сдавайся без боя! Увольняют? Не сдавайся без боя!

Самые распространенные ситуации и лучшие способы самозащиты

Лиза
Момент сцепления Момент сцепления

Продажи франшизы помогли сети автосервисов «Вилгуд» за год вырасти в четыре раза

Forbes
Как перестать кричать на детей Как перестать кричать на детей

Пошаговые рекомендации психолога Екатерины Сигитовой

Домашний Очаг
Сказочный терем госпожи Перцовой Сказочный терем госпожи Перцовой

Кто придумал эту сказку в центре Москвы?

Караван историй
Сеть против свободы слова Сеть против свободы слова

Интернет хотят ограничить не только в Китае, но и на Западе

CHIP
Чужой. Завет Чужой. Завет

Алан Дин Фостер пытается объяснить все логические нестыковки фильма

Playboy
Nissan Qashqai Nissan Qashqai

Qashqai первого поколения подкупает комфортом, универсальностью, умеренной ценой

АвтоМир
Веселей с друзьями Веселей с друзьями

Скарлетт Йоханссон о съемках в новой комедии и не только

Glamour
Путешествие на XXX Путешествие на XXX

Алексей Яблоков нашел новое применение эротическим фильмам

GQ
Toyota Prius Toyota Prius

Самый популярный в мире гибридный автомобиль сменил поколение

АвтоМир
Георгий Штиль. Мои университеты Георгий Штиль. Мои университеты

Мне повезло — я работал со многими потрясающими актерами

Караван историй
Йога с партнером: 10 асан, чтобы наладить отношения и пробудить чувства Йога с партнером: 10 асан, чтобы наладить отношения и пробудить чувства

Контактная йога – одно из современных направлений древней практики. Она включает в себя элементы хатха-йоги, акробатики и тайского массажа. Инструктор Лилия Карцева о том, как контактная йога помогает настроиться друг на друга и внести в отношения свежесть и творчество.

Psychologies
Роботы и закон Роботы и закон

Кто будет отвечать, если робот причинит ущерб человеку?

CHIP
Маневры в зоне .ru Маневры в зоне .ru

Как зарабатывать на доменных именах

Forbes
В погоне за миллиардом В погоне за миллиардом

Седьмой конкурс стартапов

Forbes
Большая энциклопедия джентльмена. Том XIV Большая энциклопедия джентльмена. Том XIV

25 правил общения со знаменитыми людьми

GQ
София Коппола — о том, как выбрать идеальную песню для фильма София Коппола — о том, как выбрать идеальную песню для фильма

Режиссер рассказывает истории о лучших музыкальных моментах своих фильмов

Правила жизни
Открыть в приложении