О Валентине Талызиной, актрисе поистине уникальной

Караван историйЗнаменитости

Ксения Хаирова. О Валентине Талызиной. «Наша династия»

Записала Ирина Зайчик

Фото: Roman Marchenko/из архива К. Хаировой

В конце июня не стало Валентины Талызиной, актрисы поистине уникальной. Она могла сняться в маленькой роли, эпизоде и остаться в памяти — как говорится, «украсть фильм». Красивая женщина, она не боялась быть смешной, она дала свой голос Наде из «Иронии судьбы...» (что припоминала Брыльской) и феерично отметилась ролью ее подруги. Неподражаемая Алевтина в «Зигзаге удачи», учительница в «Большой перемене», секретарша в «Стариках-разбойниках» — все это неповторимо. Талызину не просто будут помнить, ее продолжат любить. Мы публикуем интервью с дочерью Валентины Илларионовны — актрисой Ксенией Хаировой, которое она несколько лет назад давала журналу.

Анастасия Трифоновна Талызина, мамина мама, достойна отдельной главы. Она была председателем поселкового совета в Омской области. Донская казачка, оказавшись в Сибири, сама рубила телят, командовала мужиками. Она была строгая, но справедливая. Как мама сказала о ней в одной передаче: «Моя мама была из тех женщин, которые выстояли в тылу во время войны». Баба Тася была единственным человеком в мире, перед которым она «приседала». В театре так и говорили: «Талызина боится только свою маму». У бабушки был, как говорится, глазалмаз, она всех насквозь видела, зорко следила, чтобы никто не обидел ее Валю.

Как только я родилась, баба Тася переехала в Москву из своей сибирской деревни. Почти сразу же, едва появившись на свет, я заболела воспалением легких. Мама позвонила бабушке, та все бросила и тут же примчалась помогать дочке-артистке с маленьким ребенком.

Я росла в творческой семье: мама — актриса, отец — художник. Когда родители встретились, папа был еще студентом. Пришел на какой-то показ в ГИТИС, где его познакомили с мамой. Она была года на четыре старше. Они поженились. Это потом папа стал заслуженным художником России. Леонид Непомнящий — плакатист, был очень востребованным в советские времена. А мама стала известной актрисой, много снималась в кино, играла в Театре Моссовета.

Валентина Талызина с дочкой Ксенией. Фото: из архива В. Талызиной

Лет десять у родителей не было детей. Все никак не получалось. Как-то папа предложил:

— Валь, ну если у нас не будет ребенка, может, собачку заведем?

Мама испугалась:

— Еще чего не хватало! — и начала вплотную заниматься здоровьем, лечиться, ходить по врачам.

Когда она забеременела, УЗИ не было и в помине, и прогнозы по полу ребенка делали врачи. Доктор приложил стетоскоп к ее животу и уверенно сказал: «Мамочка, у вас будет сын. Хорошее твердое мужское дыхание!» А как только она родила, акушерка объявила: «Девочка!» Мама даже не сразу поняла, думала вначале, что не ей говорят. «Ой, хорошенькая какая!» — показали ей меня. Она не расстроилась, потому что тяжело рожала и ей было все равно, девочка или мальчик. Когда меня принесли домой, папа развернул одеяльце и сказал: «На обезьянку похожа!» Мама очень обиделась.

Полтора месяца я лежала в кроватке безымянной. Родители никак не могли выбрать мне имя, прийти к консенсусу. Ругались по этому поводу беспрерывно. Как только не хотели меня, бедную, назвать.

— А давай Машей, Олей.

— А может, Катей, Наташей?

Ни одно имя не подходило. Так и звали меня просто Девочка. Но однажды мне повезло. К ним в гости пришел артист Театра армии Федор Чеханков.

Они очень дружили с мамой.

— Как дочку-то назвали?

— Да вот никак не можем имя подобрать...

— Слушайте, есть, например, хорошее имя — Ксения. Ксюша...

Мама поворачивается к папе:

— Лень, ты как?

— Да я согласен.

Так мне досталось красивое редкое имя.

А похожа я была, как говорят родители, на папину маму. Баба Фаня была красавицей с темными глазами и роскошными волосами. Все в семье с серо-голубыми глазами, а я одна с карими. И волосами Бог не обидел — у меня в детстве была коса по пояс.

В свое время Фаина Васильевна пела в хоре Большого театра. За ней, рассказывали, ухаживали такие величины! Артисты, музыканты. Помню имя драматурга Алексея Арбузова. В Большом театре бабушка встретила свою любовь. Михаил Натанович Непомнящий был нищим евреем из Одессы, но тем не менее талантливым музыкантом — первой скрипкой Большого театра. Они поженились, и родились двое сыновей. Один из них — мой папа. Баба Фаня, когда я подросла, учила меня играть на пианино...

Фото: Roman Marchenko/из архива К. Хаировой

Смешно, но через годы я повторила мамину историю. И это при развитой медицине, которая шагнула вперед! Когда я забеременела, врачи тоже прогнозировали, что у меня будет мальчик. И я называла свой живот Степой. А получилась девочка. И Степа был переименован в Настю...

Когда мне исполнился год и два месяца, родители отдали меня бабушке. Мы жили с бабой Тасей душа в душу. А обитали с ней в коммуналке на улице Строителей. В фильме «Ирония судьбы. . .», который впоследствии стал маминой визитной карточкой, все события крутились вокруг этой улицы. Такая вот ирония судьбы...

Эту комнату маме выделил Театр Моссовета, в котором она служила. А жила она с папой на Малой Грузинской, у его родни. Мама потом от театра встала в очередь на кооперативную квартиру.

Детство свое я помню отрывками. Вот мы с бабушкой едем в Сибирь. Почти каждое лето проводили в ее деревне Изюмовка. Там такой колорит! Леса, луга, лошади, коровы, баня русская, речка. Помню, как я, пятилетняя, подружилась с теленком. И всерьез думала, что он меня понимает. Я нашептывала ему в ухо все свои секретики. Однажды пастух погнал стадо коров на котлован. И я подговорила теленка: «Давай мы будем идти сзади». Он послушно шел рядом. Стадо ушло вперед, а мы с теленком — за ним. Пастух не обратил на нас внимания. А бабушка меня потеряла и бросилась на поиски. Когда мы вернулись с теленком в деревню, она, нарвав прутьев, так отстегала меня, что я запомнила ее «науку» на всю жизнь.

А вот мне вырывают молочный зуб. Я, естественно, не подозревала о коварстве взрослых. Меня посадили на качели, к зубику, который шатался, привязали нитку. Раз — и готово!

Однажды в Изюмовку ненадолго приехала мама. Это было целое событие. До сих пор помню ее платье, белое с крупными листочками, в которое я уткнулась лицом.

Мама работала как вол. Она была главой семьи, нашего девичьего царства. Тащила на себе весь дом. Привозила отовсюду в промышленных масштабах дефицитные продукты, книги, вещи. Мое воспитание целиком легло на бабушкины плечи. Всю материнскую любовь она направила на меня. Мама это знала. Наверное, ревновала меня. Обижалась, что мы с бабушкой — одна стая, которая, объединившись, порой выступает против нее. Но что делать? Надо было опять куда-то ехать на съемки.

Бабушка меня любила самозабвенно. В детский садик не водила, целиком и полностью посвятила себя мне. Когда я пришла в институт, получила прозвище «пластилиновый медвежонок», потому что была совершенно домашним ребенком...

Валентина Талызина и Леонид Куравлев в фильме «Афоня», 1975 год. Фото: киноконцерн «Мосфильм»

Мама бывала дома наездами. И я сразу же ощущала ее присутствие. Она начинала меня воспитывать, строить, заставлять. Я попадала под раздачу за лень. Она много чего мне говорила. Удовлетворенная процессом воспитания, уходила по своим делам, а когда возвращалась, предлагала мириться. Бабушка в шутку называла дочку Салтычихой.

То, что мамы часто не было рядом, я не могла принять в силу своего маленького возраста. Потом, уже повзрослев, поняла, что она для меня сделала. Мама так много работала, чтобы у меня было все: престижная школа на Патриарших, музыкальная школа при консерватории, дорогие частные педагоги по английскому. Я ходила в прекрасной одежде, жила в центре Москвы. За все надо было платить.

Мама любит рассказывать истории о наших «взаимоотношениях», начиная с раннего детства.

Когда мне было три года, она забежала к нам с бабушкой за какимито вещами, торопливо что-то кидала в сумку, ее внизу ждала машина. Я вертелась рядом. Она была уже у двери, когда я отчаянно крикнула ей в спину:

— Мама, ты рада, что у тебя есть детка?!

Она подбежала, расцеловав меня, сказала:

— Рада, конечно, но мне надо бежать.

Второй случай. Мне пять лет. Мы переехали в новую квартиру на Большой Никитской, где стали жить втроем. Родители уже развелись. Баба Тася пошла на разведку — посмотреть, какие есть магазины вблизи дома. Час ее нет, второй, третий... Мама уже на стенку лезет:

— Господи, да куда же она делась?

Я серьезно отвечаю:

— В крематорию.

— Куда?! Не говори слов, значения которых не понимаешь...

— Почему не понимаю? Там жгут бабок, внучки которых не слушаются.

Когда бабушка вернулась, мама обиженно ей попеняла:

— Мама, ну что ты ребенку рассказываешь?

— Честное слово, ничего такого я ей не говорила.

Ксения Хаирова в фильме «Афоня», 1975 год. Фото: киноконцерн «Мосфильм»

Третий пример. Мне девять лет. Бабушка по каким-то делам уехала в Сибирь. Мама сразу же взялась за меня. С утра пораньше началось «трудовое воспитание»: «Так, быстро встаем, умываемся, расчесываемся! Бери веник, убирай, уроки учи. Делай так, как я говорю!» И так каждый день. Возвращается бабушка. Я к ней кидаюсь и жалуюсь: «Баба, она на меня кричала и заставляла работать!» И снова у нас с бабушкой мир да любовь...

Как-то мама пришла домой с подружкой с каких-то съемок. Мне три года. «Ой, Ксюшенька, какая хорошенькая!» — умилялась она. Я стояла и смотрела на нее волком, видимо, тетя мне не понравилась. Слушаласлушала, потом повернулась к маме и строго сказала: «Спроси, как ее зовут!»

Родители развелись, когда мне было четыре. Кстати, у нас с мамой в чем-то похожие истории. Дедушка с бабушкой расстались, когда Вале исполнилось пять лет. Баба Тася называла мужа не иначе как «дурнородный Талызин». Он был красивым, видным мужчиной, вот женщины и западали. Дедушка, говорят, только официально шесть раз был женат.

Мама увиделась со своим отцом, когда уже училась в ГИТИСе. Ей исполнился 21 год. Однажды в общежитии ей сказали, что ее ждет папа. Она влетела в комнату и с размаху бросилась ему на шею. Все простила...

Хорошо помню этот день. Мы почему-то с папой в ванной комнате. Я стою, а он, сидя на ванне, натягивает носки и буднично говорит: «Я ухожу. Не плачь. Вырастешь и все поймешь». Я выросла и все поняла.

Так в жизни часто бывает. Папа полюбил другую женщину и ушел к ней. Мама, как-то рассказывая о своем первом впечатлении о Тане, сказала себе: «Валя, ты проиграла». И не потому, что та была красивее или лучше, просто Таня была художником, как и папа, а мама — из другого профсоюза. Я теперь прекрасно понимаю, что два талантливейших человека, помешанных на своей работе, оба лидеры, не могли долго существовать вместе.

Развод родителей никак не отразился на моей детской жизни. Я как жила с любимой бабушкой, так и продолжала жить. Вскоре мы переехали в трехкомнатную квартиру на Большой Никитской и стали жить втроем: я, бабушка и мама.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слово редактора Слово редактора

Мария Порошина — давний друг журнала и регулярно появляется на его страницах

Караван историй
Одежда и надежды Одежда и надежды

Красивые книги о моде

Weekend
Нарыли контент Нарыли контент

Звездные фермеры, которые учат выращивать урожай и разводить скот

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Жизнь без гаджетов Жизнь без гаджетов

Как прекратить сидеть в телефоне: 9 шагов к цифровой свободе

Лиза
Величайшая геополитическая катастрофа Величайшая геополитическая катастрофа

Войны диадохов заняли сорок лет: внуки завершали то, что начали их деды

Дилетант
Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер

Какие ошибки в выборе цвета стен способны испортить весь интерьер?

VOICE
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай Анна Кузнецова: Это и есть режиссерский рай

Анна Кузнецова о превосходстве содержания над изображением

Ведомости
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
«Греческим языком не переломить проблемы школы» «Греческим языком не переломить проблемы школы»

О кадрах, о мотивации учеников и о нагрузках в системе образования

Монокль
Силиконовая трубка с лекарством помогла бороться с раком мочевого пузыря изнутри Силиконовая трубка с лекарством помогла бороться с раком мочевого пузыря изнутри

Ка работает система доставки препарата для лечения рака мочевого пузыря

N+1
Ученые выяснили, что большинство травоядных животных ест не только траву Ученые выяснили, что большинство травоядных животных ест не только траву

Традиционная классификация травоядных не отражает реальную картину их рационов

ТехИнсайдер
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
«Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой «Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой

Сценарист Андрей Золотарев — о полном метре и просроченных дедлайнах

Правила жизни
Дефициту бюджета есть простое объяснение Дефициту бюджета есть простое объяснение

Чем вызван растущий дефицит федерального бюджета

Монокль
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
На веки ваши На веки ваши

Как ухаживать за кожей вокруг глаз?

Лиза
Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение» Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение»

Пожалуйста, дайте мне какую-нибудь дрянь сыграть!

Коллекция. Караван историй
Доставка опережает Доставка опережает

Из-за чего этот труд курьеров перестает быть высокооплачиваемым

Ведомости
Отпускное настроение Отпускное настроение

Солнечная Абхазия – идеальное пляжное направление

Лиза
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
Как красное мясо усугубляет проблемы с кишечником Как красное мясо усугубляет проблемы с кишечником

Употребление красного мяса может усугубить болезни кишечника

ТехИнсайдер
«Партизанская культура»: глава из книги Александра Кушнира «Кинооблучение» об истории группы «Кино» и Викторе Цое «Партизанская культура»: глава из книги Александра Кушнира «Кинооблучение» об истории группы «Кино» и Викторе Цое

Отрывок из книги «Кинооблучение» о самом начале карьеры Виктора Цоя

Правила жизни
Страдания от избытка красоты: что такое синдром Стендаля Страдания от избытка красоты: что такое синдром Стендаля

Что такое синдром Стендаля и в чем он выражается

ТехИнсайдер
Команда роботов готовится исследовать пещеры Луны и Марса Команда роботов готовится исследовать пещеры Луны и Марса

Как тестировали автономных роботов для исследования подземных пещер

ТехИнсайдер
Комфорт под ногами Комфорт под ногами

Как не ошибиться с выбором напольного покрытия

Лиза
От «Голубого крейсера» до «Каспийского монстра»: 5 самых быстрых кораблей СССР От «Голубого крейсера» до «Каспийского монстра»: 5 самых быстрых кораблей СССР

Что стимулировало рост скоростей, какие рекорды ставили советские моряки на воде

ТехИнсайдер
Успеть до морозов Успеть до морозов

Фильмы, настраивающие на легкий лад, даже когда говорят о серьезных вещах

Weekend
Девять правил жизни Французской Гвианы Девять правил жизни Французской Гвианы

Французская Гвиана: на чем сосредоточена её жизнь и как живут гвианцы?

Правила жизни
Геометрия роскоши Геометрия роскоши

Как художник Эрте сформировал стиль Harper’s Bazaar и отточил каноны ар-деко

Вокруг света
Открыть в приложении