Иван Колесников: "В актерской профессии все от слова удача"
На счету актера Ивана Колесникова уже более 60 работ в кино. Мы помним его по фильмам "Союз спасения", "Движение вверх", "Тобол" и многим другим. А еще артист успел поработать в нескольких театрах и покатался в "Ледниковом периоде". О своей насыщенной жизни Иван рассказал в интервью "Каравану историй".
Недавно по НТВ прошел сериал «Тверская», где вы сыграли начальника отделения уголовного розыска. Чем вас привлекла роль, как снимались, что приходилось преодолевать?
— Я никогда не играл таких полицейских, как мой Иван Соболев, которые бегают, догоняют, стреляют, дерутся. Мне понравился сценарий, диалоги, в которых мой герой демонстрирует чувство юмора, а юмор я ценю. Ну и компания подобралась прекрасная — режиссер Леонид Пляскин, актеры Виталий Кищенко, Лукерья Ильяшенко, Полина Долиндо, Кирилл Запорожский, Александр Красовский. Ничего совсем уж трудного во время съемок мне исполнять не приходилось, все-таки я давно занимаюсь актерской профессией.
Разве что... Один из эпизодов снимали на Тверской на чердаке дома под крышей, которая сильно нагревалась. Туда мой герой по сюжету приходил, переодевшись бомжом, чтобы задержать опасных преступников, то есть работал под прикрытием. В Москве стояли жаркие дни, в какой-то момент почувствовал, что пот льет с меня градом. Замерили температуру воздуха — вышло плюс пятьдесят. Вот это было тяжеловато.
А в остальном все складывалось просто здорово и интересно. Надо отдать должное, результат мне понравился. В принципе, я очень редко смотрю свои проекты, а этот фильм посмотрел. Честно говоря, переживал, что он не получится, а он взял и получился очень даже неплохо.
— Почему вам казалось, что картина не получится?
— Когда разговаривал с режиссером и он сказал:
— Твой герой родом из Сибири, служил в СОБРе, — моей первой реакцией было:
— Лень, ну какой, к чертовой матери, я сибиряк?! И где СОБР, а где я? Мы вообще с разных планет! Может, это будет легендой моего героя, который работает под прикрытием? Может, протянем такую линию?
Но режиссер убедил меня, что все получится. Тем не менее переживал я во время съемок постоянно, хотя в итоге получилось как-то даже ничего. Удалось удержаться и на тонкой грани юмора моего героя, никуда не свалившись.
— Телерейтинги «Тверской» подтвердили зрительский интерес к проекту, так же как в свое время к сериалу «Первый отдел», где вы сыграли старшего следователя по особо важным делам. Считается, что играть положительного героя для актера задача более сложная. Согласны?
— Я бы не назвал своего Соболева из «Тверской» положительным героем. Человек, которым движет месть, не может быть положительным. Другое дело, что мстит он одному-единственному негодяю, который повинен в гибели его родителей. А на работе он показывает себя как настоящий, преданный делу профессионал, и в то же время он добрый, отзывчивый человек, может и переживать, и даже плакать.
Что касается «Первого отдела», то моего Брагина тоже нельзя назвать однозначно положительным. Снимаясь в этой роли, я вдохновлялся образом Шерлока Холмса. Разве можно назвать того однозначно положительным или отрицательным героем? Он сложный человек, сыщик, который выполняет свою работу всеми возможными средствами, стараясь не преступать закон. Такой же и Брагин. Он заточен на поиск правды, всеми доступными способами пытается ее добиться. Да и можно ли оправдать человека, для которого профессия важнее семьи? К работе он относится гораздо более проникновенно, преданно, чем к родным людям. Мои персонажи — люди сложные, они совершают неоднозначные поступки, наверное, поэтому их было интересно играть.
— Закончены съемки третьего сезона «Первого отдела». Как вам кажется, почему проект получился долгоиграющим?
— Честно — не знаю, никогда не задумывался на эту тему. Для меня самого большое удивление, что зрители откликнулись на «Первый отдел». Сегодня на телевидении вообще и на НТВ в частности хватает криминальных историй. Я никогда не играл следователя, для меня это был первый и, как оказалось, удачный опыт. Думаю, зрителям пришелся по душе наш тандем с Сергеем Жарковым, которому досталась роль старшего оперуполномоченного Шибанова. Мы как-то быстро подружились в жизни, и это проявилось на экране, что всегда подкупает зрителей. На этом проекте тоже собралась прекрасная группа, мы свободны в своих действиях, постоянно что-то придумываем. Да и история не просто про кровь, бандитов, лихие девяностые, чернуху, там есть и хороший добрый юмор.
— Эти роли потребовали от вас специальной физической подготовки? Вы там и стреляете, и участвуете в погонях.
— Нет, специально никак не готовился. В школьные годы научился неплохо стрелять, часто ходил в тир, навыки обращения с оружием, как видите, пригодились. Я достаточно спортивный человек, хотя спорт терпеть не могу. Но так вышло, что занимаюсь фигурным катанием, второй раз участвую в «Ледниковом периоде», а там нужно исполнять поддержки. Физически я оказался подготовленным, хотя особых усилий и тут не прикладывал.
— К тридцати девяти годам вы успели сняться в шестидесяти семи проектах. Что должно присутствовать в фильме, чтобы вы согласились в нем играть?
— Ой, это очень сложная штука. Думаю, что из этих шестидесяти семи шестьдесят — плохие.
— Не могу с вами согласиться.
— Ну ладно, не шестьдесят, поменьше. Есть, например, у меня фильм «Не ждали», там три основных героя, в ролях снимались Олег Басилашвили, Леля Хохлова и я. Написал сценарий Виктор Иванович Мережко. Когда я его прочитал, просто влюбился в историю, как будто нарисовал себе то, что прочитал.
По сюжету моего героя — сына известного музыканта — засадили в тюрьму, подбросив ему наркотики. Он отсидел десять лет, а когда вышел, обнаружил, что мать умерла, а у некогда влиятельного отца бандиты отняли все и отправили его в сумасшедший дом. И он начинает действовать, придумывает, как вызволить отца, как вернуть их особняк.
Когда начались съемки, начались проблемы.
— Странно, сценарист Мережко великолепный, опытнейший.
— Потрясающий сценарист, высочайшего уровня! А как режиссер (фильм он взялся снимать сам), оказалось, к сожалению, многого недопонимал. У него была не самая хорошая черта: если он что-то для себя решил, то сдвинуть его было совершенно невозможно. Он никого не слышал. К примеру, купил книжку молодежных выражений, чтобы вставлять их в тексты, которые мы произносили. Мы пытались до него достучаться: «Виктор Иванович, да не разговаривает так молодежь, поверьте нам, мы сами молодежь». Спорили с ним постоянно, но ничего не добились. Нет, и все! Нам приходилось говорить каким-то странным языком. Потом, когда началось озвучание, Мережко понял, что ошибался, но было уже поздно что-то исправлять. В итоге фильм оказался, мягко выражаясь, одним из самых мною нелюбимых. Увы...
А когда шел сниматься в «Первом отделе», не рассчитывал на многое, мне казалось, что это проходная для меня история. К счастью, ошибался. С таким удовольствием ездил сниматься в Питер, так мне нравилось, как мы лепим героев, что у нас все получается. Может, сериал и не назовешь шедевром, но лично мне он очень близок, мне нравится история, которую мы рассказываем, рад, что она отзывается в зрительских сердцах. Поэтому не знаю, что должно быть в проекте, чтобы он оказался успешным. Хороший сценарий может легко испортить непрофессиональная режиссура. Прекрасные сценарий и режиссуру способен погубить плохой монтаж или все жутким образом испоганит какая-нибудь ужасная музыка. Поэтому фильм — это такой «суповой набор», который должен сложиться, прошу прощения за сравнение.
— Олег Басилашвили тоже славится сложным характером, который он иногда проявляет, имеет на это право как настоящая звезда театра и кино. Как складывались ваши отношения во время съемок?
— Прекрасно, у меня с ним не возникало вообще никаких проблем. Олег Валерианович понимал сложившуюся ситуацию, мы должны были сплотиться, чтобы у нас хоть что-то получилось. Я и согласился сниматься в «Не ждали» не только из-за сценария, а еще и потому, что узнал, что отца моего героя будет играть великий артист Олег Басилашвили, оказавшийся к тому же прекрасным человеком. Было бы глупо упускать шанс поработать с таким партнером.
— Среди последних ваших проектов числится «Матрешка», где вы сыграли американского шпиона.
— Подробности стерлись, поскольку мы сняли «Матрешку» лет восемь назад. Правда, фильм еще не вышел.
Соня Шуткина играла главную роль, по сюжету, ее героиня собирается бежать из Советского Союза. В первый же съемочный день она сломала ногу, в эпизодах, где надо было бегать, ее заменяла дублерша. Роль американского шпиона была для меня, что называется, на преодоление. Я не знаю английского языка, совсем, жутко намучился, заучивая тексты. Но, тьфу-тьфу-тьфу, сняли.
— Сегодня в онлайн-кинотеатре идет сериал «Союз спасения. Время гнева», где вы сыграли Николая I. А до этого фильм «Союз спасения» о декабристах шел в кинопрокате. Приглашение режиссера Андрея Кравчука было неожиданным?
— Перед тем как начать сниматься в этой картине, я читал исторические материалы и много разговаривал с Кравчуком. Надо отдать должное, Андрей Юрьевич очень кропотливый, дотошный режиссер. Мне было интересно сыграть Николая I, человека, который взошел на престол в безумно тяжелый момент российской истории. История, насколько мы знаем, обошлась с ним несправедливо, превратив относительно мягкого человека в ненавидимого всеми Николая Палкина, хотя он не должен был им стать, но никакого выбора у него не оставалось. Конечно, мне повезло сыграть прекрасную роль, мне нравится, как я ее сделал, по-моему, она получилась. Я еще не посмотрел сериал «Союз спасения. Время гнева». Слышал, многим он нравится именно тем, что исторический факт восстания декабристов разбавили подробностями их жизни. Это дало возможность зрителям лучше понять всех действующих лиц.
— Фильм вызвал шквал критических статей, в чем только не обвиняли режиссера. Вы что-нибудь читали и как отнеслись к критике?
— Я ничего не читал. Известная истина: не стоит гнаться за двумя зайцами, в этом случае снимать параллельно и фильм, и сериал. Андрей отснял материала на три серии, но из него решили смонтировать один полнометражный фильм. Откровенно могу сказать, он выглядел скомканным, и это зависело не только от режиссера. Продюсеры тоже вставляли свои пять копеек. Все, кто посмотрел сериал, говорят, что в итоге получилась открытая, трогательная человеческая история. Неудивительно, в сериал вошли неиспользованные ранее материалы, кроме того, досняли еще пять серий.