«Мама переживала по поводу того, как меня воспримет зритель в качестве Иванушки»

Караван историйРепортаж

Григорий Сиятвинда: «Я разделяю жесткость Райкина в отношении профессии»

Беседовал Серго Кухианидзе

Фото: А. Ломохов/архив фотобанка/Fotodom

«Моя мама очень переживала по поводу того, как меня воспримет зритель в качестве Иванушки — в косоворотке, в красных сапожках, но с такой черной шевелюрой, с черным одуванчиком на голове. Однако успех какой-то тем не менее был. Мама находилась в зале на том спектакле и потом мне рассказывала, что детям вообще было все равно, они сказку пришли смотреть. Родители, правда, немножко в самом начале недоуменно переглядывались, усмехаясь, когда я только появился на сцене со словами: «Я Иванушка-великанушка! Я путем-дорогою никого не трогаю...» Однако потом и они все включились в сюжет, и все прошло отлично».

— Григорий, с 3 до 5 лет вы жили на родине своего отца, в Замбии. В Россию возвратились с мамой лишь только потому, что родители приняли решение расстаться. В этой связи у меня такой вопрос. Если бы вы тогда остались за границей, Россия бы потеряла уникального артиста, лауреата многих престижных премий, включая государственную, а что приобрела бы Замбия?

— Может быть, неплохого министра культуры. (Улыбается.)

— Серьезно? Ваш отец Дэвид имел отношение к искусству, к культуре?

— Нет, никакого. Он был врачом. Отца не стало несколько лет назад. Несмотря на то что мы не поддерживали особых отношений, какие-то связи между нами оставались. С моей будущей мамой Тамарой они познакомились, когда оба учились в Харьковском университете.

Впрочем, хотя про министра культуры Замбии я, признаюсь, ляпнул, пошутил, с другой стороны, фамилия Сятуинда — именно так она правильно пишется — в Замбии неординарная.

Вообще, все иностранцы, кто приезжал в свое время на учебу в Советский Союз, не были простыми ребятами с улицы. Как правило, они оказывались выходцами из известных, уважаемых семей. Одна из наших семейных легенд, например, гласит, что мой прапрапрапрадед был другом и проводником того самого шотландца Давида Ливингстона, знаменитого географа и миссионера, первого исследователя Африки.

Так что, останься я в Замбии, какие-то важные двери передо мной, скажем так, дополнительно определенно были бы открыты.

— Мама тоже врач?

— Нет, мама по образованию экономист, в Харькове она училась на математическом факультете.

— А вы, стало быть, с детства мечтали стать артистом?

— Нет, с детства об этом я точно не мечтал. Хотя мне нравилось чтото постоянно из себя изображать, бутафорить. В школе у себя в Тюмени я занимался в драмкружке, потом, поступив уже в институт, ходил в молодежную студию. Но все это было несерьезно, вроде хобби, увлечения.

— Школа, которую вы окончили, насколько знаю, была специализированной, с углубленным изучением английского языка? Английским владеете?

— На школьном уровне — очень хорошо. (Улыбается.)

Фото: архив «7 Дней»

— Объясните, и что же вас, гуманитария, после окончания десятилетки привело в технический вуз — Тюменский индустриальный институт?

— Любовь к физике. Знаете, когда в седьмом классе мы стали ее изучать, я сразу понял, что это мой самый любимый предмет. Неудивительно, что он у меня всегда хорошо шел. Я участвовал в олимпиадах по физике, иногда даже что-то выигрывал. А в девятом классе, когда началась так называемая профориентация — раз в неделю мы ходили на предприятия учиться той или иной специальности, — однозначно выбрал программирование.

Словом, сама судьба вела меня стать программистом. Но в результате что-то пошло не так. И случилось это, наверное, после моего возвращения из армии, где я служил под Борисовом в Белоруссии в танковых войсках. Дело в том, что после первого курса нас, всех парней, по законам того времени призвали в армию, где мы должны было отслужить полных два года. Но в 1989-м вышло новое постановление, согласно которому студентов обязали служить лишь год.

Придя из армии, я еще проучился в институте весь второй год. Точнее, проскочил его на халяву — от тех, кто пришел из армии, никто из преподавателей особо ничего не требовал. А вот на третьем курсе, когда началась специализация, халява кончилась и я понял, что что-то уже не понимаю. Ну и все. Быстренько забрал документы и ушел из института. Ибо объективно отдавал себе отчет, что если бы я этого не сделал сам, то меня бы выгнали. А так, сыграв на опережение, совершил гордый жест! (Улыбается.)

— Из института вы уходили в никуда или уже знали, что отправитесь в Москву поступать в Театральное училище имени Бориса Щукина?

— Сейчас все расскажу, как было. Стояла ночь, утром мне предстоял экзамен по планированию. Уже несколько часов я исправно читал учебник невероятной толщины, но не находил в нем ни одного знакомого слова, что неудивительно, так как ни на одной лекции по планированию не был. Часам к четырем-пяти я понял, что нет, ничего не понимаю и вряд ли когда-нибудь пойму, экзамен этот никогда не сдам, у меня будет «хвост», и, конечно, меня выгонят из института.

С этими невеселыми мыслями я пошел будить маму. Подошел к ней, разбудил, говорю: «Мама, я решил из института уходить». Она мгновенно проснулась: что, почему? Я объяснил, что что-то ничего не получается, да и вообще, говорю, учеба в этом институте мне стала неинтересна. Она ответила: «Ладно, а что делать-то дальше будешь?»

Понимаете, в нашей семье принято, что высшее образование у человека должно быть. Я отвечаю маме: «Ну я ходил же с шестого класса в драмкружок в Доме пионеров, вот и поеду поступать в Москву в театральное училище. Мне об этом не раз и наша руководительница драмкружка Тамара Николаевна Соколова говорила».

Предполагаю, что мама очень удивилась, но бровью не повела и сказала: «Ну хорошо. А пока ты будешь выяснять, что да как, давай-ка я тебя устрою на телевидение, повращаешься в творческой сфере». Этот судьбоносный разговор с мамой у нас состоялся в дни зимней сессии в институте, а ехать поступать в Москву надо было весной, ближе к лету.

Решение, таким образом, на семейном совете было коллегиально принято, я забрал документы из вуза. Затем пошел, конечно, к Тамаре Николаевне посоветоваться, как лучше подготовиться к театральному училищу. Позже я съездил в Москву, сходил в Щукинское училище, узнал, какие нужно подавать документы при поступлении, и месяца три, до мая, работал на местном телевидении в Тюмени.

Елизавета Мартинес Карденас и Григорий Сиятвинда в спектакле «Дон Жуан», театр «Сатирикон», премьера в 2018 году. Фото: А. Иванишин/театр «Сатирикон»

— Кем работали?

— Помощником режиссера третьей категории с обязанностями по принципу «подай-принеси», грубо говоря. Делал все, что меня просили, чаще всего мне надо было расставлять по пюпитрам разные картонные заставки перед началом той или иной программы, компьютерной же графики в то время не было.

— А в драмкружке в Доме пионеров какие спектакли ставились, кого вы играли?

— Ставили там, естественно, разные детские спектакли. Самая первая роль была у меня в 13—14 лет в спектакле по Шварцу «Два клена», где я играл Иванушку.

Моя мама очень переживала по поводу того, как меня воспримет зритель в качестве Иванушки — в косоворотке, в красных сапожках, но с такой черной шевелюрой, с черным одуванчиком на голове. Однако успех какой-то тем не менее был. Мама находилась в зале на том спектакле и потом мне рассказывала, что детям вообще все равно, они сказку пришли смотреть. Родители, правда, немножко в самом начале недоуменно переглядывались, усмехаясь, когда я только появился на сцене со словами: «Я Иванушка-великанушка! Я путем-дорогою никого не трогаю...» Однако потом и они все включились в сюжет, и все прошло отлично.

Кстати, пойти в драмкружок в один прекрасный день мне посоветовала мама. Причем в несколько необычной форме: «Слушай, а не пошел бы ты в драмкружок?» К тому времени, откровенно говоря, я ее немножко утомил своими домашними розыгрышами, не всегда, так скажем, умными и смешными.

— Какими розыгрышами?

— Да всякими. Вот, например, тот, после которого мама и произнесла свою сакраментальную фразу, мол, не пора ли мне отправиться в драмкружок.

После очередной хоккейной баталии во дворе я пришел домой. Стою в прихожей уставший, в обледенелых валенках, и начинаю раздеваться. Мама в соседней комнате что-то шьет на машинке. Вдруг мои ноги в этих обледенелых валенках разъезжаются, и я грохаюсь на пол.

Мама как шила, так и продолжала шить. Меня это почему-то страшно задело, сильно обидело: ну как, я упал, а мама внимания не обращает. Но, ни слова не говоря, я поднялся, разделся и отправился на кухню что-то попить, перекусить. Гляжу, на столе вареная свекла. Недолго думая, а точнее совершенно не думая, я выдавил сок свеклы себе на руку и направился показывать «окровавленную» руку маме: мол, ты сидишь тут, шьешь как ни в чем не бывало, а сын твой кровью истекает! Увидев меня, мама, конечно, не на шутку испугалась. Я так говорю: «Мама, спокойно, это просто свекла». После чего у нее и родилось предложение, не пойти ли мне прямиком в драмкружок!

Григорий Сиятвинда и Андрей Мерзликин в спектакле «Лес», МХАТ имени Горького, 2021 год. Фото: А. Авилов/агентство «Москва»

— Руководитель вашего драмкружка в Доме пионеров, узнав, что вы решили стать артистом, что вам сказала?

— Она всегда меня поддерживала, с моих первых шагов на сцене. Всегда говорила, что что-то во мне есть и этим надо заниматься, развивать. Знаете, если бы Тамара Николаевна в свое время не зародила во мне мысль, что мой путь на театральном поприще может быть успешен, мне бы, возможно, и в голову не пришло поехать поступать в Москву в театральное училище.

Когда же она узнала, что я собираюсь туда, то посоветовала мне отправиться в Тюменский институт культуры, познакомиться с ребятами, походить с ними на занятия по актерскому мастерству, поделать этюды и так далее.

Там тоже была одна очень смешная история. Прихожу в этот институт культуры, встречаю режиссера, гляжу, а на театральном факультете — одни девчонки. Они как раз готовились сдавать дипломный спектакль «Калигула», а играть-то римского императора некому, парней на факультете нет! Вот они мне сразу и предложили эту роль. И я сыграл у них в дипломном спектакле Калигулу.

— Все это, надо думать, придавало вам дополнительных сил.

— Да, конечно.

— Когда в Москву приехали, вам, кстати, сколько было лет?

— Двадцать один год. До этого в столице, к слову, я был лишь один раз, когда учился классе в девятом, с мамой, и то проездом.

— То есть вы уже были уверенным молодым человеком. Ведь за плечами у вас к тому времени был не только успех на сцене в Тюмени, но и жизненный опыт, пребывание в Замбии, учеба, пусть и короткая, в институте, служба в армии?

— Да, но вся эта уверенность гасилась огромной неуверенностью по поводу того, какой огромный конкурс в Москве в театральные училища! (Улыбается.)

— Вы хотели поступать только в Щукинское?

— Туда поступать мне посоветовала Тамара Николаевна: иди, говорит, именно в «Щуку». Приехав в столицу, сразу снял комнату. Хорошо, что только на три дня, потому что после первого же просмотра в Щукинском училище меня отфутболили.

Там такая система была — предварительный просмотр. Когда ты приходишь без документов, без ничего, разные педагоги сидят, слушают всех желающих, просто чтобы сразу отсеять непригодных. Я зашел и начал читать басню Крылова «Волк и Ягненок», потом стихотворение Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Хотя, признаюсь, волновался, но почему-то был уверен, что хорошо все сделал. Поэтому, когда меня попросили почитать что-то из прозы, сказал: «А я еще ничего не выучил». Это было правдой, прозу доучивал и недоучил в самолете Тюмень — Москва.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье Дочь и внук Эльдара Рязанова рассказывают о его первой семье

Жизнь родителей оказалась длиннее, чем одна любовь

Караван историй
Глупая мода или настоящая забота о здоровье: что такое босоногая обувь Глупая мода или настоящая забота о здоровье: что такое босоногая обувь

Есть ли толк от босоногой обуви?

ТехИнсайдер
Ирина Мазуркевич. Служебный роман Ирина Мазуркевич. Служебный роман

«Он же намного старше и женат. А если останешься одна?» Я об этом не думала...

Коллекция. Караван историй
Геометрия роскоши Геометрия роскоши

Как художник Эрте сформировал стиль Harper’s Bazaar и отточил каноны ар-деко

Вокруг света
Анастасия Вертинская: Анастасия Вертинская:

Анастасия Вертинская вспоминает свое детство и рассказывает о родителях

Караван историй
Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса Выбираем облачную бухгалтерию для бизнеса

Разбираем и сравниваем наиболее популярные сервисы облачной бухгалтерии

Inc.
Юлия Франц: «В театральном легко не бывает» Юлия Франц: «В театральном легко не бывает»

И на меня в частности вылился поток злых комментариев, оскорблений и даже угроз

Караван историй
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
Как закон регулирует ценообразование Как закон регулирует ценообразование

Ценообразование: что на самом деле ограничивает государство и кто за этим следит

Inc.
Выдр уличили в охоте на пингвинов Выдр уличили в охоте на пингвинов

Ученые зафиксировали нападения выдр на пингвинов в ЮАР

N+1
Нежные минималисты и футболистка-футуристка Нежные минималисты и футболистка-футуристка

Как современные музыканты и композиторы ломают жанровые барьеры за кадром

Weekend
Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы Самцы тарантулов, чтобы спастись от самок при спаривании, отрастили очень длинные пальпы

Как эволюция помогла тарантулам спасаться от самок при спаривании

ТехИнсайдер
Правда ли, что собаки больше подходят экстравертам? Все не так очевидно Правда ли, что собаки больше подходят экстравертам? Все не так очевидно

Откуда пошел стереотип, что экстравертам нужны собаки и так ли это?

ТехИнсайдер
На двух софтах На двух софтах

Почему российские компании продолжают работать на смешанном софте

Ведомости
Почему блокируют счет ИП: 10 реальных причин и как их избежать Почему блокируют счет ИП: 10 реальных причин и как их избежать

Разберем на примерах основные причины блокировки средств на счете ИП

Inc.
Сезонный дисконт Сезонный дисконт

Что может стать поводом для снижения ставки ЦБ?

Ведомости
Читать Читать

Как семейная история и культурный контекст влияют на наше финансовое поведение

Psychologies
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
Тратить здесь и сейчас Тратить здесь и сейчас

Обсудили тему финансов с «самым знаменитым зумером в Сети» Максимом Лутчаком

Psychologies
Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует» Евгения Осипова: «Закон бумеранга существует»

Мы все равно из разных поколений, у нас все равно разная энергия

Коллекция. Караван историй
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Комфорт под ногами Комфорт под ногами

Как не ошибиться с выбором напольного покрытия

Лиза
Часы Часы

Самые запомнившиеся часы года: коллаборации, романтика и пасхалки

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов Современные подводные лодки постройки Швеции и Нидерландов

Швеция и Нидерланды: как изменилась отечественная школа подводного судостроения

Наука и техника
Водный баланс Водный баланс

Обустраиваем красивый пруд на дачном участке

Лиза
Скрытая углеводная нагрузка: так ли полезны «здоровые» сладости и что нам не договаривают маркетологи Скрытая углеводная нагрузка: так ли полезны «здоровые» сладости и что нам не договаривают маркетологи

На что обратить внимание в составе «здоровых перекусов»

ТехИнсайдер
Реинкарнация под запретом Реинкарнация под запретом

Какие киножанры больше всего любят вьетнамцы и кто контролирует прокат страны

СНОБ
История таинственного проекта Cicada 3301, серии запутанных головоломок, опубликованных в интернете без объяснений История таинственного проекта Cicada 3301, серии запутанных головоломок, опубликованных в интернете без объяснений

Cicada 3301: кто и зачем публиковал эти загадки?

ТехИнсайдер
Древнерусские амазонки: как воительницы описывались в былинах и преданиях Древнерусские амазонки: как воительницы описывались в былинах и преданиях

Что фольклористам известно русских воительницах и как они изменились со временем

Forbes
Открыть в приложении