Дом, который построил Джон
Драма "Фаворитка" во многом обязана успехом декорациям, ведь фоном для придворных страстей и интриг стал Хэтфилд-хаус. Знаменитое английское поместье пользуется славой едва ли не самого популярного места у кинематографистов.
Впрочем, история Хэтфилд-хауса и сама по себе достойна киноромана. В обманчивой тиши усадьбы несколько веков назад завязался тугой узел интриг, оказавший прямое влияние на судьбу британской короны.
«Великому и ужасному» Генриху VIII Тюдору до почетного звания Синей Бороды не хватило буквально одной жены — их у короля было шесть: с двумя он развелся, двух казнил, обвинив в измене, одна умерла вскоре после родов. Британские школьники по сей день зубрят последовательность браков любвеобильного монарха с помощью считалки: «развелся — казнил — умерла — развелся — казнил — пережила».
Первое «казнил» относится к Анне Болейн. На ней Генрих женился по большой любви и очень надеялся на появление наследника. Увы, вслед за первой супругой Екатериной Арагонской, подарившей ему дочь Марию, Анна в 1533 году также родила девочку — Елизавету. Новость венценосного отца не обрадовала, и практически сразу после рождения он отправил малышку в Хэтфилд-хаус, что в тридцати четырех километрах к северу от Лондона.
Поместье, расположенное в графстве Хартфордшир, в конце XV века построил кардинал Джон Мортон. Почти полвека спустя Генрих, рассорившись с папой и объявив себя главой англиканской церкви, принялся энергично отбирать владения у католических аббатств и монастырей. В 1535-м эта участь постигла Хэтфилд-хаус — очень уж он приглянулся королю. Впрочем, как полноценную резиденцию Генрих его не использовал, зато поместье пригодилось в качестве своего рода «детской» для наследников.
Первой из сосланных туда чад стала Мария, второй — Елизавета, которой не было и трех лет, когда отец отправил на эшафот ее мать. Анну Болейн обвинили в многочисленных прелюбодеяниях, колдовстве и государственной измене. Сегодня большинство историков убеждено: улики в изменах мужу сфальсифицированы. Генрих страстно хотел сына, но в январе 1536 года у Анны случился выкидыш и судьба второй супруги английского монарха была предрешена — девятнадцатого мая ей отрубили голову.
Не прошло и двух недель, как Генрих отправился под венец с фрейлиной Анны — Джейн Сеймур. Через полтора года третья супруга родила долгожданного наследника — Эдуарда. Дочерей от предыдущих браков король ничтоже сумняшеся объявил незаконнорожденными. Так трехлетняя Елизавета пережила первую, но отнюдь не последнюю опалу в своей жизни. Практически все детство «отродья коварной изменницы» Анны Болейн прошло в тиши Хэтфилд-хауса.
Джейн Сеймур умерла спустя двенадцать дней после родов. Генрих женился на Анне Клевской, но через полгода развелся, так и не лишив супругу невинности. Пятую жену, Екатерину Говард, он казнил через два года после свадьбы, опять-таки по обвинению в измене. Последней королевой стала Екатерина Парр, с ней у младшей падчерицы сложились довольно теплые отношения.
Что Елизавета делала в Хэтфилде? Проводила дни в окружении слуг под присмотром главной няни леди Брайан. Училась. К десяти годам принцесса вполне прилично изъяснялась на латыни, греческом, итальянском и французском, штудировала историю, риторику и философию. Ее наставники — преподаватели Кембриджа — единодушно отмечали мужской склад ума Елизаветы, а гувернеры хвалили стать и безупречность манер.
Наперсником принцессы был сосланный все в ту же «детскую» младший брат Эдуард. Любимая гувернантка Кэтрин Эшли, в каком-то смысле заменившая девочке мать, научила Елизавету рукоделию, и та в шесть лет сшила брату батистовую рубашечку. Иногда она играла с мальчиком по имени Роберт Дадли — сыном герцога Нортумберленда.
Дальнейшее — история. Вот девятилетний Эдуард VI вступает на трон и приглашает любимую сестру ко двору. Вот после его смерти в пятнадцать лет и недолгой смуты престол переходит к старшей сестре Марии — первой коронованной английской монархине. Вот Мария обвиняет сестру в заговоре и мятеже, бросает в Тауэр, собирается казнить, но в итоге отправляет в ссылку. Все в тот же Хэтфилд-хаус.
Скромный двор юной Елизаветы становится желанным местом визитов молодых аристократов. Все понимают: после кончины бездетной Марии трон перейдет к ее рыжеволосой нелюбимой родственнице. Это произошло в 1558 году. От детства молодой королеве останутся не только воспоминания, но и привязанность к другу по играм в поместье Роберту Дадли. Их любовь — историки по сей день спорят, платоническая или нет — продлится вплоть до смерти 1-го графа Лестера.