Как зарождался Uber: история такси от Великой депрессии до наших дней
Однажды Uber произвел революцию в мире такси, не предложив, впрочем, ничего нового: сервис частного извоза существовал во многих странах и до него
В мае картографический сервис Mapbox провел анализ международного рынка такси-агрегаторов. Исследование получило название A Game of Rides (отсылка к сериалу «Игра престолов»). Разобраться, кто кого и как финансирует на этом рынке, действительно, не намного проще, чем во взаимоотношениях персонажей вселенной Джорджа Мартина. Например, Softbank в разные периоды вкладывал средства в Uber, в китайский Didi Chuxing и в индийский Ola. Didi Chuxing, в свою очередь, в 2015 году инвестировал в Ola, а в 2016 году слился с Uber на китайском рынке. Uber же теперь может объединиться с Ola в Индии.
Мировой рынок агрегаторов такси развивается бешеными темпами: в 2017 году Goldman Sachs оценивал его в $36 млрд, прогнозируя рост до $285 млрд к 2030 году. Пока что на мобильные сервисы такси приходится 15 млн поездок ежедневно, но через 12 лет их количество должно вырасти до 97 млн. Однако исторически сложилось так, что в отдельных странах и регионах он растет неравномерно.
США
Для Америки первой важной вехой в истории «самозанятых таксистов» можно назвать разгар Великой депрессии. Тогда оставшиеся без работы жители Нью-Йорка массово начинали заниматься частным извозом. В итоге машин в городе стало чуть ли не больше, чем пассажиров. Контролировать индустрию было сложно, и власти решили вмешаться. С 1937 года все такси в городе обязали иметь лицензию. Так с улиц пропали «частники».
Спустя 40 лет на фоне нефтяного кризиса власти США начали поощрять концепцию совместных поездок (т. н. «райдшеринг» или «карпулинг»). Водителям, которые берут с собой попутчиков, разрешили пользоваться выделенными полосами на трассах. Благодаря этому и другим мерам к восьмидесятым почти четверть американцев практиковала совместные поездки на междугородних маршрутах.
И агрегация «частников», и совместные поездки — концепции не новые, однако оба этих рынка заметно изменились с приходом технологий. Сейчас таким ИТ-первопроходцем на рынке США многие считают Uber. Однако, как видно, компания, созданная Трэвисом Калаником и Гарретом Кэмпом в 2009 году, ничего нового не придумала и стала посредником между пассажирами и «частниками» далеко не сразу — cервис вообще задумывался как служба совместного бронирования лимузинов.
Еще в 2007 году в США запустился проект Zimride. Он связывал друг с другом пользователей Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) для совместных междугородних поездок. Именно из Zimride в 2012 году вырос Lyft. Сейчас он главный конкурент Uber на американском рынке.
Основные функции современного агрегатора — заказ через приложение, связь с ближайшим водителем, геолокационные сервисы — определились в первые годы конкуренции Lyft и Uber. Тогда же оттачивались бизнес-модели. В битве за клиентов компании начали выделять разные тарифы в отдельные услуги. Доступные из одного приложения, они строились на разных механиках. Для каких-то сервисов компании заключали партнерства с целыми таксопарками, а для других привлекали к работе в такси «независимых» водителей на автомобилях разного класса.
Капитал играл важную роль с первых дней существования современной индустрии агрегаторов. Один из крупнейших игроков в США — Sidecar — в 2015 году проиграл эту гонку и закрылся. Основатель компании позже рассказал, что Sidecar не смог конкурировать с Uber, который к 2016 году привлек более $5 млрд инвестиций.