Как вести записи, чтобы все понять и запомнить? 4 простых способа
Эффективное конспектирование лекций, совещаний и книг — с точки зрения работы мозга
Использовать каждую свободную минуту для самообразования — на первый взгляд замечательная идея. Во время уборки включить подкаст «Голый землекоп» и слушать, как биолог Вадим Гладышев объясняет, что делает землекопа вечно молодым. Почему бы и нет?
Но вот в чем вопрос: действуем ли заодно со своим мозгом? Как много мы понимаем и запоминаем, когда между делом смотрим лекцию философа Алена де Боттона о природе любви? Или, наоборот, так усиленно готовимся к проверке знаний — выступлению, интервью, экзамену, что не выходим из дома?
Если обратиться к исследованиям ученых-когнитивистов, окажется: эффективная стратегия познания — не многочасовое сидение в библиотеке, а извлечение пользы из перерывов в заучивании и прогулок. Не пассивное слушание, а активное обучение — с ведением записей и интервальным повторением. Не важно, о чем идет речь: о совещании, чтении книги или изучении нового языка — все это пройдет для вас не даром, если правильно законспектировать новую информацию.
Как именно конспектирование синхронизирует процесс познания с естественной работой мозга? И какие методы ведения конспекта делают это лучше всего? Reminder разобрался в теме и советует простые и эффективные методы конспектирования для самых разных задач.
Почему стоит все записывать?
Конспект позволяет разобраться в теме. Чтобы эффективно учиться, мы должны не просто слушать умные мысли других людей, а взаимодействовать с материалом. Например, формулировать вопросы, вступать в дискуссии, участвовать в викторинах или других игровых форматах. Конспект — самый легкий способ превратить пассивное слушание в активное обучение. Когда мы пишем, то пропускаем информацию через себя: заменяем чужие слова собственными формулировками, обобщаем, структурируем. Лучше всего это получается делать от руки. Печатая на ноутбуке, мы почти дословно передаем содержание услышанного — и потом хуже хуже справляемся с заданиями на понимание темы и применение новых знаний на практике. А еще спустя сутки помним меньше, чем если пользоваться ручкой и бумагой.
Конспект мешает отвлекаться. Правило TED Talks гласит: выступление должно быть не более 18 минут. Если спикер рассказывает историю вселенной — тоже. Куратор конференции Крис Андерсон объясняет ограничение так: внимание аудитории, даже если оно находится в руках у опытного и блистательного оратора, быстро и неизбежно рассеивается. Если же параллельно мы делаем пометки в блокноте, то позволяем нашему вниманию переключаться — но не на посторонние вещи, а на обработку нужной информации.
Конспект помогает запомнить. Мы лучше запоминаем информацию, когда связываем ее с уже имеющейся. Так гласит принцип ассоциативности. Если новый материал подтолкнул вас на размышления, вы уже создали цепочку ассоциаций у себя в голове. Осталось зафиксировать ее. Так проще вспомнить один из концов этой цепи, который приведет вас к другому. Еще лучше, если вы связали новую информацию с эмоциями и отразили свои впечатления в конспекте — такие знания надежнее запоминаются, как показали исследования. Для связывания информации с ассоциациями есть даже специальные методы конспектирования, например — скетчноутинг (о них расскажем позже).
Как максимально просто записать и запомнить что угодно?
→ Используйте таблицу «Знал-не знал-интересно»
Для запоминания важно соединить новые знания с уже имеющимися, а также подкрепить их эмоциями. С этим поможет простая таблица из трех колонок. Подходит и для записей во время лекции, и вдумчивого чтения книг и статей.