Первый в мире реактивный гидросамолет Р-1: каким он был

MaximHi-Tech

Как в СССР построили первый в мире реактивный гидросамолет

Первый в мире реактивный гидросамолет Р-1 так и не пошел в серию, но его преемник Бе-10 стоял на вооружении. Хотя и недолго.

Автор текста: Савва Сафонов

700x385_0xBIDmMlVG_0286143972602028610.jpg
Гидросамолет Р-1 на испытаниях в Таганроге, источник:taganrog-avia.ru

После Второй мировой стало ясно: будущее за реактивной авиацией

Вскоре после Второй мировой войны компания «Роллс-Ройс» потребовала у СССР выплаты 207 миллионов фунтов стерлингов — за пиратское копирование турбореактивных двигателей Rolls-Royce Nene. Эти моторы Советский Союз закупил в 1947 году в количестве 40 штук и вскоре наладил их нелицензионное производство с маркировкой РД-45 и ВК-1.

А все потому, что преимущества реактивной авиации в конце 1940-х не вызывали сомнений, и надо было решительно обновлять матчасть.

700x379_0xLv5AXBjq_8152014961391888774.jpg
Гидросамолет Р-1 на испытаниях в Таганроге, источник: taganrog-avia.ru

В то же время для всех была очевидной и роль авиации в борьбе с кораблями и подводными лодками. Сложив одно с другим, конструктор Георгий Михайлович Бериев и его ОКБ-49, работавшее в Таганроге, в 1947 году по собственной инициативе взялись за проектирование реактивного гидросамолета. При этом КБ было сравнительно небольшим и официально занималось на тот момент разработкой Бе-6 — гидросамолета с поршневыми двигателями.

Задним числом, но с опережением

Постановление правительства о разработке реактивной летающей лодки вышло только в 1948 году, но зато с предписанием провести государственные испытания уже в 1949-м. В документах было зафиксировано, что самолет получит два реактивных двигателя РД-45, будет развивать скорость до 800 км/ч и иметь дальность полета до 2000 км. В качестве вооружения он получил две пушки в носовой установке и две — в кормовой. Назначение модели — морской разведчик. Но при этом была предусмотрена и возможность загрузить самолет бомбами суммарной массой до 2000 кг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении