Как устроить рыцарский турнир

Вкинотеатрах начали показывать одну из главных премьер этого года — «Последнюю дуэль» Ридли Скотта. Фильм рассказывает о последнем в европейской истории судебном поединке — рыцарском турнире, состоявшемся в Париже в 1386 году, о котором мы знаем благодаря придворному хронисту Жану Фруассару. Arzamas попросил историка Галину Зеленину вспомнить историю средневековых турниров и составить инструкцию, как правильно организовать это действо.
Если вы задумали перевоплотиться в средневекового сеньора и устроить рыцарский турнир, то дерзайте — флаг, герб и копье вам в руки. Турнир решал сразу несколько задач, стоявших перед феодалом, сеньором, или сюзереном, своих вассалов: дисциплинарную, экономическую, педагогическую, развлекательную. Он давал возможность молодым безземельным рыцарям, младшим сыновьям своих отцов, унаследовавшим разве что кота в сапогах, выпустить пар, занять себя, а если повезет — прославиться и обогатиться. К примеру, великий Уильям Маршал, граф Пембрук, маршал двора (Маршал двора — один из высших сановников при дворе английского монарха, который среди прочего отвечал за конюшню и безопасность государя.) и регент Англии (Регент — временный правитель в отсутствие монарха, до его совершеннолетия или в иных обстоятельствах. Уильям Маршал был регентом при малолетнем Генрихе III.), удостоившийся прижизненного поэтического жизнеописания, родился четвертым сыном небогатого барона и в юности промышлял турнирами, пленяя на одном турнире до десятка рыцарей (за которых получал выкуп) и захватывая до дюжины коней.
Сюзеренов это устраивало: лучше направлять агрессию вооруженной и недовольной молодежи в русло турниров, чем позволять им заводить усобицы или разбойничать на больших дорогах. К тому же обслуживать сотни, если не тысячи рыцарей собираются множество торговцев и ремесленников, вокруг турнира бурлит неурочная ярмарка, приносящая хороший доход местному третьему сословию. Не каждый сеньор пекся о горожанах, но вы, как рачительный хозяин своих земель, примите их интересы во внимание.
Еще одна функция — профподготовка молодых воинов, которым наверняка скоро придется идти с вами в поход (воевать против мятежного вассала, вставать под знамена короля или плыть в Святую землю), так что пусть тренируются побольше. Наконец, в мирное время турниры предоставляют возможность социализации среди себе подобных, способствуют сплачиванию сословия, воспитанию рыцарской морали и этикета. Как писал Жан Фруассар, французский хронист эпохи Столетней войны, «молодым и крепким рыцарям» надлежало «испытать свое искусство» и «знакомиться с [другими] сеньорами и рыцарями» (Ж. Фруассар. Хроники. 1325–1340. СПб.:, 2009.).
Осталось только выбрать время, ведь на протяжении Средневековья турниры не стояли на месте и кардинально поменяли формат. Первые турниры конца XI — XII века выглядели как массовые побоища на пересеченной местности, где сотни рыцарей сражались одновременно, объединяясь в отряды по локальному принципу (гасконцы против шампанцев), и нередко убивали противников (хотя предпочитали, конечно, плен с последующим выкупом). Поздние же, в XV столетии, превратились в театрализованные перформансы по специальным сценариям, призванные развлекать придворную знать наряду с пирами и балами. Мы расскажем о классическом турнире XIII века со строго регламентированными парными поединками на специально огороженном ристалище, окруженном зрительскими трибунами, которые пышным букетом украшали прекрасные дамы, наряженные в цвета своих избранников. Чтобы у вас все получилось как положено, надо предпринять следующие шаги.
1Назначьте день

Для турнира нужен формальный повод, но найти его нетрудно. Подойдет любой церковный праздник, помолвка, бракосочетание или рождение наследника у самого организатора турнира или его сюзерена, коронация принца, заключение мира или перемирия, военная победа. В 1358 году англичане во главе с Эдуардом Черным Принцем отпраздновали пышным турниром исход битвы при Пуатье, унесшей весь цвет французского рыцарства и обрекшей Францию на уплату немыслимого выкупа за плененного короля, равного нескольким годовым доходам королевства. Живший в конце следующего столетия король Карл VIII во время итальянского похода (Итальянская кампания Карла VIII, или Первая итальянская война, — французская интервенция на Апеннинский полуостров, вызванная династическими притязаниями Карла на Неаполитанское королевство; закончилась поражением Франции и победой Венецианской лиги, а также положила начало Итальянским войнам.) тоже любил отмечать победы турнирами. Его приближенный и хронист Филипп де Коммин в своих «Мемуарах» осуждает подобное легкомыслие:
«…с этого и начались беды. Ибо взяты были все сопротивлявшиеся крепости, которых насчитывалось четыре или пять, и пошли пира, празднества и турниры. Наши столь возгордились, что не считали уже итальянцев и за людей» (Ф. де Коммин. Мемуары. М., 1986.)
Бывали и более экзотические поводы: так, английские бароны устроили турнир в честь зарождения европейской демократии — подписания королем Иоанном Безземельным Великой хартии вольностей (Великая хартия вольностей — закон, изданный в 1215 году Иоанном Безземельным по требованию знати и дарующий несколько десятков прав и привилегий свободным жителям королевства (в том числе неприкосновенность имущества, свободу эмиграции и др.), а также ограничивающий власть короля советом баронов.). Впрочем, можно ни к чему не приурочивать турнир — достаточно желания сеньора. Королева Геньевра, согласно роману Кретьена де Труа «Рыцарь телеги», устраивала турниры, дабы ее придворные дамы могли отобрать себе лучших рыцарей в мужья. А если перейти со страниц романа в историческую реальность, английский король Эдуард III однажды так увлекся прекрасной хозяйкой замка Солсбери графиней Екатериной, что затеял грандиозный турнир: он хотел ее там увидеть. А когда целомудренная дама ответила отказом на его домогательства, устроил еще «множество прекрасных торжеств, турниров и собраний для сеньоров, дам и девиц» (Ж. Фруассар. Хроники. 1341–1350. СПб., 2009.).
2Согласуйте турнир в верхах

Это сейчас, ретроспективно, турниры представляются стержнем куртуазной культуры и центром придворной жизни. Однако до XIV–XV веков турниры считались при дворе занятием почти предосудительным, монархи, как правило, пренебрегали участием в турнирах, полагая это не соответствующим королевскому достоинству, а то и вовсе запрещали их или пытались взять под контроль. Они не одобряли подобное разбазаривание воинского ресурса, ведь столько рыцарей без толку гибли на турнирах, а могли с гораздо большей пользой сложить голову в настоящей битве. А кроме того, опасались усобиц или бунта: рыцари и бароны, раззадоренные турниром, могли поддаться искушению и пойти рубиться всерьез за пределами ристалища. Английские короли пытались регламентировать места проведения турниров и обязать организаторов — под угрозой ареста, изгнания и конфискации земельных владений — покупать королевскую лицензию: в итоге короля успокаивала иллюзия контроля, а в казну поступал доход. Так что, если вы оказались в Англии XIII века, покупайте королевское разрешение, если же нет — следите за вкусами монарха: одни опасались турниров и пренебрегали ими, другие частенько проводили и сами в них участвовали.