Как устроена выставка Cartier в Эрмитаже
Пять отреставрированных экспонатов из собрания музея дополнены предметами из исторического собрания Cartier Collection
Экспозиция с длинным названием «Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие дома Cartier» — своеобразный итог партнерства выдающегося музея и французского ювелирного дома.
В 1992 году в залах Зимнего дворца прошла первая выставка драгоценностей Cartier, а начиная с 2016 года, дом выступает спонсором реставрации уникальных объектов из собрания Государственного Эрмитажа. За эти годы было отреставрировано пять шедевров из фондов музея, представляющих разные стили, культуры и эпохи. Их датировка охватывает десять столетий. Потребовалось примерно полгода на каждый экспонат, ведь любая реставрация требует детального изучения и тщательной подготовительной работы. И для научных исследований помощь Cartier оказалась неоценимой.
Первым реставрационным опытом Государственного Эрмитажа и Cartier стала единственная в своем роде арабская лампа из резного горного хрусталя X века — «чудо из чудес», по выражению куратора выставки Ольги Костюк. Светильник удлиненной формы был изготовлен в Египте, а золотая оправа с эмалью появилась уже в XVI веке: итальянские мастера сделали не только обруч, но и фигурки Нептуна и Амфитриты, по-своему пересказав знаменитый миф. Предмет поступил в Эрмитаж в 1846 году из собрания Татищева. В советские годы лампа была размонтирована: ее хрустальная часть хранилась в отделе Востока, а металлические детали поступили в отдел драгоценных металлов. Сегодня предмету вернули целостный облик.
Ароматник из Северной Индии Могольского периода (XVII век) прибыл в Россию в 1741 году как дипломатический дар персидского посольства Надир-Шаха. В тот момент шах завершил военную кампанию в Индии, покорив империю Великих Моголов, и желал объявить миру о громкой победе. В далекую Россию были отправлены не только драгоценности, но и богатые ткани, посуда и даже 14 слонов. Сосуд для розовой воды высотой 28 см, полностью усыпанный драгоценными камнями, — яркий образец могольского стиля. Кабошоны изумрудов и рубинов закреплены в гнездах из золотой фольги с помощью мастики в технике кундан. Спустя 250 лет индийское драгоценное многоцветие воплотится в украшениях Cartier Tutti Frutti.
Следующим по времени реставрационным проектом стал ларец Ядвиги Ягеллонки, редкий пример эпохи Возрождения. Богато украшенная серебряная шкатулка с крышкой и декоративной ручкой была изготовлена нюрнбергскими мастерами в 1533 году (об этом свидетельствует клеймо на дне) по случаю свадьбы польской принцессы, дочери короля Сигизмунда I, с курфюрстом Бранденбурга. Ларец предназначался для драгоценностей, но и сам стал исключительно ценной вещью: его поверхность декорирована накладками в виде подвесок и колец из золота, жемчуга, гемм, самых разнообразных камней, а также чеканкой. Среди многочисленных крестов заметна алмазная фигурка