Как СССР и США создавали самолеты-чебурашки: Ан-72 против Boeing YC-14
«Чебурашками» советские летчики прозвали семейство самолетов Ан-72 / Ан-74 / Ан-148. Сразу бросается в глаза необычная компоновка силовой установки: высоко поднятые двигатели выглядят как большие уши. Мало кто помнит, что в США разрабатывали почти полного двойника советских ушастиков.

Зачем такая компоновка нужна?
Вспомним закон Бернулли: чем выше скорость потока газов, тем меньше давления он оказывает на стенки трубки, по которой течет. Из этого общего закона есть одно следствие: если выпуклую верхнюю поверхность крыла обдувать струей из сопла реактивного двигателя, она создает на крыле зону пониженного давления. Благодаря этому, достигается "бесплатная" прибавка подъемной силы.
Это явление получило название «эффект Коанда». Вы сами можете проверить его действие: положите на стол лист бумаги и сдвиньте края пальцами, чтобы лист выгнулся вверх, и подуйте на него. Лист будет стремиться подняться вверх, вырываясь из пальцев.

Boeing YC-14
В начале 1970-х Пентагон дал авиастроительным концернам задачу на разработку военно-транспортного самолета нового поколения, главным качеством которого будет способность взлетать с очень коротких ВПП – по условиям конкурса, длину полосы ограничили 800 м. Заявки на участие подали два авиаконцерна: McDonnell Douglas разрабатывал экспериментальный YC-15, а Boeing – YC-14.