Как создатель автомобиля Бонда и его жена стали миллиардерами, бросив вызов Илону Маску
Бывший дизайнер Aston Martin и BMW Хенрик Фискер после краха своего первого предприятия решился снова бросить вызов Илону Маску. Фискер обещает создать внедорожник на аккумуляторах вместительнее и дешевле кроссовера Tesla Model Y. Секретное оружие дизайнера — его жена
Хенрик Фискер выглядит так, будто только что прошел в Голливуде кастинг на главную роль известного дизайнера автомобилей из Европы. Высокий, светловолосый, привлекательный 57-летний датчанин стал известен за пределами автомобильной промышленности в 1999 году, когда создал серебристый родстер-кабриолет BMW Z8 для Джеймса Бонда, которого играл Пирс Броснан в фильме «И целого мира мало». В начале 2000-х Фискер руководил знаменитой дизайн-студией Aston Martin, а затем стал консультантом по дизайну в Tesla Илона Маска. В 2007 году он основал собственную компанию Fisker Automotive, которая произвела один из первых в мире электромобилей, прежде чем шесть лет спустя потерпеть крах.
Теперь он вернулся — и с тремя серьезными изменениями. Прежде всего, у Фискера появился значимый партнер — Гита Гупта-Фискер: его супруга, а также соучредитель и финансовый директор его новой компании Fisker Inc. Во-вторых, его новая компания торгуется на бирже: в октябре 2020 года она привлекла больше $1 млрд в ходе IPO. Наконец, цена акций Fisker выросла более чем на 50% с дебюта компании на бирже, сделав Хенрика и Гиту долларовыми миллиардерами. В автомобильной промышленности уже были ведущие компании, которыми руководили отец с сыном или брат с сестрой. Но генеральный и финансовый директора Fisker — первая руководящая пара мужа и жены в быстро меняющемся секторе.
«У нас очень разные подходы к работе. Я бы сказала, что это почти как разделение на правое и левое полушарие, — рассказывает Forbes 46-летняя Гита. — Правое полушарие отвечает за творчество, и это Хенрик. Левое полушарие — это анализ данных. Этим занимаюсь я».
Такое разделение труда оказалось эффективным. Возьмем, к примеру, Fisker Ocean — внедорожник на аккумуляторах, который супруги обещают начать продавать в 2022 году примерно за $38 000. «Одна из задач Гиты заключается в том, чтобы максимально сократить издержки, — говорит Хенрик, который занимает пост гендиректора Fisker. — Одна из моих задач заключается в том, чтобы у нас точно был невероятный продукт».
По словам Хенрика, компанию он создавал не для того, чтобы разбогатеть. «Я никогда не занимался машинами ради денег. Мать хотела, чтобы я стал стоматологом», — рассказывает он.