Баба-яга, Леший и Кикимора. Как славянская мифология покорила весь киномир
В сериале «Сергий против нечисти», который выходит в онлайн-кинотеатре KION, герои сражаются с персонажами русских народных сказок. Разбираемся, как нечисть от отечественного производителя смогла составить конкуренцию гламурным вампирам — и не только в России
Мы часто забываем, насколько уникальна русская нечистая сила. Просвещенная Европа, в свое время дав волю инквизиции, теперь вынуждена довольствоваться безымянными ведьмами и оборотнями. Вампиры отчасти спасают положение, но бедный Дракула вынужден отдуваться за всех, стачивая клыки и пугая народ то здесь, то там, словно инфернальный Фигаро. Да и кровососущий граф — порождение не столько древних легенд, сколько готической литературы. В Америке ситуация еще хуже: переселенцы, оставив родную нечисть дома, так ничего и не узнали толком об индейской, обратив внимание разве что на духа-людоеда Вендиго. Весь лавкрафтианский невыразимый ужас возникает как раз из-за отсутствия внятного пантеона фольклорных злодеев.
Авторам комиксов и ужастиков приходилось выкапывать в энциклопедиях древних демонов или чужих недобрых богов, а то и просто изобретать на скорую руку инфернальных существ, вспоминая свои детские страхи. Существа получались колоритные, но простоватые — без биографии и жизненного опыта. Удивительно, но долгое время мало кто обращал внимание на существование русских сказочных героев. А ведь Кощей Бессмертный или Баба-яга были уже готовыми персонажами хоррора: с характерной внешностью, с суперспособностями, со своими атрибутами и тысячелетней историей. Они — не плод фантазии одинокого любителя острых ощущений. В них чувствуется древняя мощь, складывающаяся из доисторических легенд и ночных кошмаров многих поколений. При этом нечисть из русских сказок никогда не была плоской и однозначной. Это не демоны, не исчадия ада, представляющие чистое, без примесей, зло: та же Баба-яга могла и прийти на помощь очередному царевичу-дурачку — не только по принуждению, но и исходя из своих собственных, не всегда доступных нам соображений.