Как селфи влияют на нашу самооценку и что с этим делать
Каких-то десять лет назад весь мир был погребен под волной селфи. Социальные сети пестрили одинаковыми фотографиями, люди были готовы на самые опасные выходки ради красивых кадров «на фоне» — на фоне пропасти, проезжающего поезда, дикого зверя… Список можно продолжать.
Не то чтобы за прошедшее время люди перестали делать селфи, но мы точно перестали обращать на них внимание, приняв их как часть быстрорастущего социального шума.
При этом остался открытым вопрос, какое именно влияние столь неоднозначная практика оказывает на людей — тех, кто селфи делает, и тех, кто их потребляет. Прошло достаточно времени, чтобы типичные алармистские истории о вреде интернета отошли на второй план, и на их место пришли реальные исследования, посвященные психологическим аспектам создания и просмотра селфи. О них мы сегодня и поговорим — о том, какие выводы можно сделать из этих исследований, как получать пользу от селфи и причем тут смартфоны.
Слишком много сравнений
Ожидаемо, но первая проблема, которую отмечают исследования по теме, связана не с созданием фотографий, а с их просмотром. Культура создания селфи на первый план выводит неестественные кадры, в которых зачастую внешность доведена до нереалистичных пропорций. Анализ практики просмотра таких селфи показал, что у испытуемых неизбежно снижается самооценка и чувство удовлетворенности жизнью. Эта проблема тесно связана с другим вопросом — тем, сколько времени мы проводим в социальных сетях. Согласно исследованию, проведенному «Лабораторией Касперского», в среднем россияне проводят в социальных сетях три часа в день. Это, скажем прямо, немало.
Телефон под рукой сейчас есть почти у каждого, и в результате ощущение полноценного одиночества у людей стало пропадать. В любой момент ты в одном шаге (клике, свайпе) от общества, и особенно тяжело это сказывается на подростках. Человек не просто наблюдает за чужими жизнями, он втягивается в этот социальный ритуал, и зачастую встречается с неудовлетворительными результатами — например, недостаточным количеством лайков. Впрочем, еще одно исследование показывает, что даже большое количество положительных реакций не спасет