Как "Секс в большом городе" повлиял на современные сериалы и каким получилось его продолжение?

9 декабря на HBO вышел сиквел "Секса в большом городе" — "И просто так...",из которого ясно, что старым героиням ох как не просто в новой повестке. Последний сезон культового шоу вышел 17 лет назад, но оно не закончилось: архетипы и темы призраками всплывали и продолжают всплывать в современных сериалах, герои и героини нового поколения нет-нет да вступают в негласную полемику с Кэрри, Шарлоттой, Мирандой и Самантой. Татьяна Алешичева объясняет, где "Секс в большом городе" оставил самые заметные следы и удалось ли каноническим героиням красиво вернуться на экраны.
«Секс в большом городе»: начало
Кэндис Бушнелл приехала из провинции покорять Нью-Йорк, когда ей было девятнадцать, и провела в нем бурные и праздничные 1980-е. К тридцати пяти она была состоявшейся журналисткой (публиковалась в том числе в Esquire) и — что важно — незамужней женщиной в поиске. В воскресной колонке для New York Observer она обобщила этот опыт, придумав себе альтер эго — энергичную пишущую блондинку Кэрри. Дело пошло так успешно, что истории про похождения Кэрри и ее подруг вышли в виде книги уже через два года — в 1995-м, а спустя еще год за их разработку в виде сериала для НВО взялся приятель Бушнелл, продюсер и сценарист Даррен Старр — они познакомились, когда Бушнелл брала у него интервью. Материал, что называется, попал в нужные руки. Примерно в то время, когда Бушнелл взялась вести свою колонку, Старр проделал другой восхитительный трюк на ТВ — придумал продолжение подростковой мыльной оперы «Беверли-Хиллз 90210», только сделал героев тридцатилетними. В его сериале «Мелроуз Плейс» тон задавала белокурая бестия Аманда Вудворд, которую рецензенты именовали не иначе как sexy bitch. Подросткам и не снилось — на месте бывшей мыльной оперы зародилось совсем другое шоу, где в ходу были промискуитет, алкоголизм, сексуальное хищничество и ментальные расстройства. На смену мыльным операм 1980-х про нефтяных магнатов и их стервозных жен пришло другое телевидение, в том числе и стараниями Старра. Его героями стали яппи — молодые городские профессионалы, исповедующие идеологию карьерного успеха, гедонизма и независимости. Самое время было начать откровенный разговор о сексе.

Первую серию «Секса в большом городе» (1998–2004) сняла Сьюзен Зайдельман, воспевшая свободный дух городской авантюристки в фильме «Отчаянно ищу Сьюзен» (1985), в котором робкая мышка-домохозяйка следила за сыгранной Мадонной разбитной оторвой, которая ничего не боится и сама выбирает себе партнеров. Сериал был придуман и сделан правильными людьми в самое подходящее время. На смену романтичным героиням Мег Райан из ромкомов прошлых лет, которые страдали от недостатка мужского присутствия в своей жизни и находили счастье лишь по воле обстоятельств, пришли очаровательные хищные охотницы, взявшие судьбу в свои руки. «Секс в большом городе» стал новаторским шоу для своего времени — впервые с телеэкранов женщины откровенно заговорили о любовниках на одну ночь, вибраторах, раздражающих сексуальных практиках партнеров и своих оргазмах.

Этот праздник жизни продлился примерно до третьего сезона, когда стало заметно, что главным фетишем этих независимых женщин и мерилом их успешности в собственных глазах до сих пор остается замужество — заветная цель, для достижения которой не грех стоптать не одну пару туфель Manolo Blahnik. Раскрепощенной искательницей плотских утех ради них самих оставалась Саманта, но подруги очевидно над ней посмеивались. А настроенная на карьеру Миранда, что греха таить, считалась в компании чудаковатой задроткой — вот тебе и независимость. В сериале постоянно совершалась объективация наоборот: героини рассматривали мужчин лишь с точки зрения, годятся ли они в мужья, а если нет — на что их еще можно употребить. Забракованные любовники проходили через сериал в формате «монстр недели»: один слишком юный и неряшливый, другой маленького роста, третий живет с мамой. Не отличался сериал и правдоподобием: жизнь в большом городе представала в нем сплошной круговертью вечеринок и модных показов, бытовых проблем не существовало вовсе, а за одну журнальную колонку в неделю Кэрри зарабатывала столько, что могла позволить себе квартиру на Манхэттене и целую коллекцию