Как работает удивительная коробка передач eCVT в гибридных машинах
Знаете, мне пришлось отложить на утро написание этой статьи, чтобы на свежую голову разобраться в принципе ее работы. Надеюсь, я постиг магию этой необычной трансмиссии и могу теперь объяснить ее устройство моим читателям.
Ее часто называют вариатором, эту особую коробку передач, впервые придуманную инженерами Toyota специально для гибридных авто.
С точки зрения водителя, эта трансмиссия, действительно, дает те же ощущения, что и вариатор. Двигатель бубнит на одной и той же частоте, с какой бы скоростью ни ехала машина. При разгоне и торможении переключения передач не происходит.
Однако если вы разберете трансмиссию, например, знаменитой Toyota Prius, то кое-что вас точно смутит. Обычный вариатор работает так, как показано на картинке выше: стальной ремень движется по двум шкивам, которые могут менять свой радиус, за счет этого меняется и передаточное число.
А в «приусовской» коробке ничего похожего нет. Ниже она показана в разрезе. В левой части вы видите набор обычных шестерней – это понижающий редуктор, жестко соединенный с колесами машины. Правая часть коробки закрыта, но в ней кроется самое интересное: планетарный редуктор, соединенный с двигателем внутреннего сгорания и двумя электромоторами.
Как устроен планетарный редуктор
Свое название он получил за то, что в «классическом» варианте смахивает на устройство солнечной системы.
- Центральную шестерню так и называют солнечной, а то и просто солнцем (желтая на рисунке выше).