Как программист с Украины и экс-партнер Маска стал новым долларовым миллиардером
Сооснователь финтех-сервисов PayPal и Affirm Максим Левчин пополнил список долларовых миллиардеров после второго удачного IPO. Forbes рассказывает, как уроженец Киева, в 16 лет переехавший в Чикаго, основал один из самых успешных стартапов мира вместе с Илоном Маском, а теперь планирует совершить революцию на рынке потребительского кредитования
«У иммигранта есть свобода быть кем угодно. Я снова и снова терпел неудачи, и это почти не оказывало на меня никакого психологического давления. Если вы выиграете, то выиграете по-крупному. Если вы проиграете, то ничего не потеряете, — говорил сооснователь финтех-стартапа Affirm и сервиса PayPal Макс Левчин в интервью журналу Wired. — Мой совет молодым предпринимателям такой: рискуй, пока у тебя нет сбережений, дома, машины, нет чего-то, что из-за провала можно потерять, и серьезно переживать из-за этого».
Этот принцип сделал 45-летнего иммигранта с Украины Левчина долларовым миллиардером. Американский Forbes 14 января оценил его состояние в $2,7 млрд.
Перешагнуть планку в миллиард Левчину помогло успешное IPO сервиса для «умного» онлайн-кредитования Affirm, совладельцем и гендиректором которого он является. Левчин отказался от интервью российскому Forbes, тем не менее мы решили вспомнить его путь от детского увлечения программированием в Киеве до партнерства с Илоном Маском и строчки в списке богатейших людей мира.
С Украины с амбициями
Макс Левчин родился в Киеве в семье литератора Рафаэля Левчина (назвать Макса в честь поэта XX века Максимилиана Волошина было его идеей) и научного сотрудника Национального университета пищевых технологий, по совместительству художника и фотографа Эльвины Зельцман. В институте мать отвечала за проверку продуктов питания на предмет радиационной активности, «99,9% из которых, конечно же, не были радиоактивными». Ситуация в корне изменилась в 1986 году, когда в 130 км от Киева произошла авария на Чернобыльской АЭС. Макса с братом Сергеем отправили на полтора года в Крым, а после возвращения он впервые попробовал программировать.
«У моей матери появилось очень много работы в связи с аварией, и начальник посоветовал ей овладеть программированием, чтобы обрабатывать и сохранять большие массивы данных. Ей выдали компьютер, произведенный в дружественной Восточной Германии, и она взяла меня с собой, чтобы учиться вместе, помогая друг другу, — рассказывал Левчин в подкасте The Business Insider. — Это было вершиной моей жизни. Я сказал: «Теперь я просто буду писать код весь день и больше ничего делать не буду».
Большое влияние на Левчина оказала его бабушка по материнской линии Фрима Лукацкая — астрофизик, доктор физико-математических наук, научный сотрудник Главной астрономической обсерватории АН УССР. «Это была удивительная женщина, у которой в год моего рождения диагностировали очень агрессивный рак груди», — вспоминал Левчин. По его словам, в начале 90-х Лукацкая работала над своей второй докторской диссертацией по астрофизике «при советском режиме, будучи еврейкой». «Если вы представите, что всё на свете ополчилось против вас, вы получите мою бабушку тогда. Но она сказала: «Я не могу умереть. У меня здесь мой внук». И прожила еще 25 лет», — рассказывал Макс.
Именно Фрима Лукацкая стала инициатором переезда семьи из Киева в Чикаго. Максу тогда было 16 лет. «У меня был живой пример того, кто не сдастся ни при каких обстоятельствах. Я не мог представить, что подведу ее», — говорил он Wired. Позже, уже добившись успеха, Левчин основал