Как предприниматель с Аляски стал крупнейшим поставщиком рыбы в Америке
Второе поколение руководящего состава Trident Seafoods, крупнейшей в Америке рыбоперерабатывающей компании, стремится повторно инвестировать в бизнес миллиарды долларов, чтобы укрепить свои позиции на Аляске и подготовить к управлению предприятием третье поколение семьи. Корпорация остается одной из последних в пищевой промышленности, находящихся в частных руках. Перед Trident Seafoods стоит задача заново отстроить и переоборудовать производственные мощности, пустив на это миллиарды долларов, но время для больших трат сейчас не лучшее. Почему Джо Бандрант не хочет продавать бизнес и намерен оставить его в семье, несмотря на растущие затраты?
За последние пять десятилетий крупнейшая в США рыбоперерабатывающая компания сделала своим вторым домом отдаленный остров Акутан в штате Аляска. Здесь есть церковь, заложенная основателем фирмы, и аэропорт, частично оплатить строительство которого компания уговорила американский Конгресс. А еще имеется рыбоперерабатывающий завод (крупнейший в стране), через который ежедневно проходит 1360 т продукции. Объект настолько крупный, что на ночь здесь можно разместить 1400 работников.
Завод и десять служебных зданий поменьше постепенно ветшают, и перед частной компанией Trident Seafoods стоит задача заново отстроить и переоборудовать производственные мощности, пустив на это миллиарды долларов. С учетом нынешних задержек в цепях поставок, инфляции, долгих очередей на строительство и новые вызовы, связанные с вопросами окружающей среды, время для больших трат сейчас не лучшее.
Любая другая компания, вероятно, изучала бы варианты продажи бизнеса или искала бы сторонних инвесторов. Но руководитель Trident Seafoods во втором поколении, 56-летний генеральный директор Джо Бандрант, работающий из офиса продаж у грузовой пристани в Сиэтле, где в наличии сотни наименований фирменной продукции, заявляет в эксклюзивном интервью Forbes USA, что он со своей семьей стремится сделать все за собственный счет, чтобы компанией могли управлять и третье, и четвертое поколения.
«Стратегии выхода из бизнеса у нас нет, ― говорит Бандрант, перекусывая фирменными продуктами: обжаренным в травах минтаем, неркой под маринадом из томатного джема, мини-бургером с лососем и японским такояки (зажаренными шариками теста с начинкой из осьминога и минтая). ― Интерес к продаже ― ниже нуля».
Сейчас клан переживает поворотный момент. Бандрант занимает кресло генерального директора с 2013 года, но к роли главы семейства начинает привыкать только сейчас. Его отец и основатель Trident Seafoods Чак Бандрант скончался в 2021 году в возрасте 79 лет. В молодости Джо бросил учебу в колледже, чтобы работать вместе с отцом, так что в компании нынешний глава уже давно. Однако отцовские рыбацкие сапоги ему пока еще велики. Многие из 1400 рыбаков предприятия были преданы лично Чаку, а давление на индустрию отлова дикой рыбы со стороны регуляторов, экспертов по выбросам пластика, специалистов по нормам выработки и стартапов, разводящих рыбу на фермах, сильно как никогда раньше.
Именно поэтому Бандрант уверен, что сейчас самое время доказать, насколько серьезно Trident Seafoods намерен развивать бизнес на Аляске. «Со временем все наши суда нужно будет заменять, заводы ― строить заново, ― рассуждает гендиректор. ― Но из-за морозов, оттепелей, ветра по 40 метров в секунду, постоянно соленого воздуха повышается цена строительных материалов, а потом еще и стоимость их доставки в нашу отдаленную местность. Я не знаю ни одного венчурного капиталиста, ни одну корпорацию в Америке, которые готовы заниматься подобного рода инвестициями». Тут Бандрант замолкает и выглядывает из окна офиса на серые тучи Сиэтла. «Мы не просчитываем все на следующий квартал, ― продолжает он. ― Не просчитываем на следующий год. Мы работаем на следующее поколение. Вот почему мы ко всему этому готовы».
Если такое и под силу какой-либо фирме или семье, то, определенно, Бандрантам. Чак заработал свои миллиарды сам, и его состояние порядка $1,3 млрд вместе с долей в бизнесе Trident Seafoods были поделены между второй женой Дианой, которая является членом совета правления, и тремя детьми: Джо, Джилл Далсик и Джули Бандрант Роудс. Компании принадлежит около 40 рыболовецких суден и 15 заводов от Кетчикана на Аляске до Сент-Пола в Миннесоте. Норма выработки рыбы превышает 450 000 тонн в год. По оценке Forbes, объем годовых продаж Trident Seafoods достигает примерно $2 млрд. В самой компании комментировать финансовые показатели отказались, ― у Чака на такие случаи даже была известная поговорка: «Кита можно подстрелить, когда он выпускает фонтан». Тем не менее, корпорация сама остается одним из последних китов пищевой промышленности, находящихся в частных руках.