Губернатор Краснодара сдался перед автомобилистами.

TJРепортаж

Как попытки сделать «город для людей» разбиваются о некомпетентность чиновников. Показательная история из Краснодара

Архитекторы планировали отдать приоритет пешеходам и велосипедистам, однако губернатор сдался перед автомобилистами.

Екатерина Кузнецова

1280
Улица Краснодара. Фото Ильи Варламова

Краснодар – один из самых популярных для переезда городов в России. С годами население росло, а вместе с ним увеличивалось и время, которое жители проводят в пробках. Краснодарцы давно жалуются на приоритет автомобилей, парковки вместо деревьев и плохой общественный транспорт.

Проблему наконец хотели решить проектом «Семь улиц» – и даже успели тестово реконструировать одну улицу. Но из-за громкого возмущения автомобилистов, выступивших против расширения тротуаров и сужения дорог, губернатор «заморозил» проект, даже не дав его начать. Теперь жители и бизнес возмущаются отменой проекта в соцсетях губернатора, не желая возвращения к «колхозному» городу.

Большая история о том, как в российских городах появляются инициативы, способные сделать «города для людей» и как некомпетентные власти не дают им реализовываться.

Краснодар — город для автомобилей с единственной пешеходной улицей. И в этом есть проблема

Жители Краснодара перманентно жалуются на пробки. Параллельно с этим население города и края постоянно растёт. Последние годы Кубань стабильно была в лидерах по миграции. Краснодарский край занял третье место по количеству новых жителей за 2018-2020 годы — следом за Москвой и Подмосковьем.

1280
Как растёт население Краснодара. Инфографика «Постаналитики»

Нагрузка на транспортную систему растёт всё больше, а город к ней не приспосабливается. В 2020 году, по подсчётам «Автостата», Краснодар стал первым городом по числу автомобилей на количество жителей – они есть почти у трети жителей. Большой поток, в том числе машин, проходит через центральные улицы.

С парковками наблюдаются типичные проблемы. Хотя в городе немало (больше восьми тысяч) платных мест на стоянках и вдоль дорог, они слишком дешёвые — час стоит всего 30 рублей. Так что цена не отпугивает от визита в центр на машине. Более того, система платных парковок работает нестабильно, а жители могут найти бесплатные места для стоянки, в том числе оставляют автомобили на газонах. Как результат: улицы забиты машинами, а бюджет недополучает деньги.

С 2014 по 2020 год Краснодар получил со стоянок 45 миллионов рублей (плюс 137 миллионов налогов), то есть в месяц городу перечисляли около 600 тысяч рублей. Для сравнения: в Москве с 2012 года собрали 40,6 миллиардов рублей. Эти деньги направляют в управы районов для благоустройства.

Парковками в Краснодаре шесть лет занимался оператор «Городские парковки», который, по условиям соглашения, получал 90% выручки от оплаты парковок. В мае 2021 года срок контракта истёк и месяц в Краснодаре были бесплатные парковки из-за отсутствия нового подрядчика. В конце мая оператором по конкурсу вновь выбрали «Городские парковки», но теперь все деньги со стоянок будут идти в бюджет, а затем власти будут выплачивать компании фиксированную сумму.

Общественный транспорт стоит в пробках с автомобилями. Местные власти закупают всё больше современных автобусов и планируют развивать трамвайную сеть, но в Краснодаре недостаточно выделенных полос — около 20 километров, в 2021 году планируют сделать ещё 12 километров. Учитывая, что далеко не во всех краснодарских автобусах установлены кондиционеры, ездить в жарком южном климате сложно. В городе ещё ездят маршрутки и старые «пазики», в которых о комфорте не может быть и речи. Людям на велосипедах и самокатах также неудобно: хотя в городе проложили около 27 километров велодорожек на 10 маршрутах, этого недостаточно для свободного передвижения.

Получается, что жителей в городе становится всё больше, а вместе с ними и машин, ведь передвигаться на другом транспорте просто неудобно. Узкие центральные улицы не справляются с таким потоком, в том числе из-за заставленных обочин, и Краснодар постоянно стоит в пробках – загруженность дорог там в два раза превышает норму.

Помимо новых низкопольных автобусов, в городе ездят маршрутки и старые пазики, в которых о комфорте не может быть и речи. Людям на средствах индивидуальной мобильности — велосипедах и самокатах — также неудобно в Краснодаре из-за неразвитой инфраструктуры. В городе проложили около 27 километров велодорожек на 10 маршрутах, но этого недостаточно для свободного передвижения. Городские власти заявляют, что будут развивать велосипедную инфраструктуру из-за популярности индивидуального транспорта.

Получается, что жителей в городе становится всё больше, а вместе с ними и машин, ведь передвигаться на другом транспорте просто неудобно. Узкие центральные улицы не справляются с таким потоком, в том числе из-за заставленных обочин, и Краснодар постоянно стоит в пробках – загруженность дорог там в два раза превышает норму.

Решить эту проблему урбанисты обычно предлагают расстановкой приоритетов в городе по типу пирамиды: главное место занимают пешеходы, за ними следуют велосипедисты и самокатчики, затем пользователи общественного транспорта, а уже в последнюю очередь — автомобилисты. Всё потому, что водителей машин в городе гораздо меньше, чем пешеходов, к тому же они занимают гораздо больше места на дороге.

1280
Сравнение места, занимаемого автомобилями, автобусом и велосипедами и дорогах от Исландской ассоциации за безавтомобильный образ жизни. Фото Billaus.is

Приоритет у пешеходов в Краснодаре есть только на одной улице и только в выходные дни — на Красной. С вечера пятницы по вечер воскресенья дорога недоступна для автомобилистов, и улица оживает, становясь главным променадом города. Высокая проходимость улицы положительно повлияла на малое и среднее предпринимательство (МСП): буквально в каждом доме и в дворах на Красной находятся кафе, бары и магазины.

1280
Перекрытая улица Красная в Краснодаре. Фото Евгения Резника,  «Югополис»

Однако эффект центральной улицы имеет и негативные последствия: соседние переулки и бизнес на них практически пустуют из-за неразвитой инфраструктуры. При этом новый бизнес на Красной сложно начать из-за дорогой аренды и востребованности площадей. Выходит, что в городе есть почти единственная «активная» и по совместительству пешеходная улица.

Как это выглядит, можно убедиться благодаря визуализации команды главного архитектора Краснодара Натальи Машталир. Она показала, насколько неравномерно расположены культурные объекты, магазины, бары и рестораны в центре города. Несмотря на то, что достопримечательности разбросаны по улицам, центр притяжения сконцентрирован в основном на Красной.

1280
Визуализация с сайта Администрации Краснодара

Ещё одна, уже не транспортная, проблема центра Краснодара — ветхое историческое жильё и отсутствие дизайн-кода. Исторические кирпичные и иногда деревянные дома на центральных улицах часто расписаны граффити и завешаны крупной рекламой так, что не видно декоративных элементов. По таким улицам некомфортно гулять из-за узких тротуаров, отсутствия кафе и запаркованных машинами тротуаров.

1280

1280

1280

1280

Надежду на создание города для людей дал проект «Семь улиц» – в нём приоритет отдавался пешеходам

Все эти проблемы — Краснодар неудобен и небезопасен для пешеходов, туристов и местных жителей нечем привлечь, историческая инфраструктура не восстанавливается, сфера услуг не развивается — осознавали ещё несколько лет назад. Но долгое время никаких изменений не происходило. В 2020 году местные власти всё же одобрили программу развития исторического центра «Семь улиц» от Машталир. Она бы работала за счёт бюджетных средств, но бизнес мог бы помогать, например, восстанавливая исторические здания. Начало реконструкции семи центральных улиц, включая Красную, запланировали на 2022 год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Индонезийские курьеры годами обманывают сервис доставки еды — с помощью приложений, которые сами же создали Индонезийские курьеры годами обманывают сервис доставки еды — с помощью приложений, которые сами же создали

Нелегальные сервисы «дорожных айтишников» Индонезии мешают курьерам работать

TJ
Сериальная рулетка: скажи нам, какое у тебя настроение, и мы выберем тебе сериал Сериальная рулетка: скажи нам, какое у тебя настроение, и мы выберем тебе сериал

Сериалы под любое настроение

Cosmopolitan
«Американцы их кормят свининой!» Сухпаек для афганских беженцев «Американцы их кормят свининой!» Сухпаек для афганских беженцев

Тот самый сухпаек. Распаковка, дегустация, детальные фото

Maxim
Бог в поисках автора Бог в поисках автора

«Локи», почти идеальный сериал Marvel

Weekend
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор Мобильность завтрашнего дня: как технологии меняют транспортный сектор

Как выглядит будущее транспортной индустрии?

Популярная механика
Достойны восхищения: фильмы о великих женщинах Достойны восхищения: фильмы о великих женщинах

Десять великих женщин, о которых сняли удивительные фильмы

Cosmopolitan
Четырехдюймовый полет, перевернутые датчики, перелет на 100 километров: нештатные ситуации в ракетно-космической технике Четырехдюймовый полет, перевернутые датчики, перелет на 100 километров: нештатные ситуации в ракетно-космической технике

Несмотря на то, что ракеты летают в небесах, они могут напороться на камень

Популярная механика
Убийственно красивы: 10 самых странных бьюти-трендов в истории Убийственно красивы: 10 самых странных бьюти-трендов в истории

Красота требует жертв. Человеческих. Увы, часто это не шутка

Вокруг света
Крепко стоять на ногах: мода на средний каблук и как с ней жить Крепко стоять на ногах: мода на средний каблук и как с ней жить

Автор "Модного блога" рассказывает о самой актуальной высоте каблука

Cosmopolitan
Кэри Маллиган. Горячая штучка Кэри Маллиган. Горячая штучка

Кэри Маллиган удалось дать бой прежним обидчикам

Караван историй
Ученым удалось найти 14 ныне живущих родственников Леонардо да Винчи Ученым удалось найти 14 ныне живущих родственников Леонардо да Винчи

Ученые изучили генеалогическое древо Леонардо да Винчи

National Geographic
Актриса Сабина Ахмедова: Чтобы происходили перемены, нужны люди Актриса Сабина Ахмедова: Чтобы происходили перемены, нужны люди

Актриса Сабина Ахмедова — о проблемах домашнего насилия и харассмента

СНОБ
17 cамых сексуальных героинь современных сериалов 17 cамых сексуальных героинь современных сериалов

У тебя встреча с самыми зажигательными героинями сериалов

Maxim
Впервые отмечены случаи смертельных нападений шимпанзе на горилл Впервые отмечены случаи смертельных нападений шимпанзе на горилл

Почему шимпанзе начали воевать с гориллами?

National Geographic
Бывший глава Nissan Карлос Гон рассказал, как бежал из Японии в ящике для музыкальных инструментов Бывший глава Nissan Карлос Гон рассказал, как бежал из Японии в ящике для музыкальных инструментов

Бывший глава Nissan Карлос Гон — о своем дерзком побеге из Японии

Inc.
Одна вокруг света: город духов в джунглях и озеро с крокодилами Одна вокруг света: город духов в джунглях и озеро с крокодилами

128-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Гватемала

Forbes
Смотри, не растай: 6 способов пережить жару без вреда для здоровья Смотри, не растай: 6 способов пережить жару без вреда для здоровья

Что поможет пережить жару и сохранить здоровье

Cosmopolitan
Как выглядит мозг бесстрашного человека — и можно ли сделать свой таким же? Как выглядит мозг бесстрашного человека — и можно ли сделать свой таким же?

Телеграм-канал «Hippopocampus»: главное о том, как мозг нами управляет

Reminder
9 игр из нашего прошлого, которым можно научить детей и внуков 9 игр из нашего прошлого, которым можно научить детей и внуков

Игры для детей на любой вкус, возраст и уровень активности

Psychologies
5 лучших фильмов Дэнни Бойла 5 лучших фильмов Дэнни Бойла

Вспоминаем фильмы, которые занимают особое место в карьере британца Дэнни Бойла

GQ
Без воспаления и пигментации: как безопасно удалить волосы перед пляжным сезоном Без воспаления и пигментации: как безопасно удалить волосы перед пляжным сезоном

Как правильно удалять волосы перед выходом на пляж

Cosmopolitan
9 способов взбодриться без кофе и энергетиков 9 способов взбодриться без кофе и энергетиков

Как разбудить и привести себя в чувство без кофеина

Maxim
Сын потратил $1800 в мобильной игре, и его отцу пришлось продать машину Сын потратил $1800 в мобильной игре, и его отцу пришлось продать машину

Оказывается, мобильные игры вредны не только для детей, но и для родителей

Psychologies
Топ-10 неожиданных фактов о младенцах Топ-10 неожиданных фактов о младенцах

Самых необычных физических особенностях младенцев

Популярная механика
Нативная и кроссплатформенная разработка мобильных приложений - в чем разница Нативная и кроссплатформенная разработка мобильных приложений - в чем разница

Что выбрать: нативную или кроссплатформенную разработку?

Популярная механика
Езда с просроченными правами в 2021: все нюансы и штрафы Езда с просроченными правами в 2021: все нюансы и штрафы

Все, что нужно знать о езде с просроченными и недействительными правами

РБК
Цифровое бессмертие: будем ли мы жить в компьютере после смерти тела Цифровое бессмертие: будем ли мы жить в компьютере после смерти тела

Зачем искать эликсир вечной жизни, если можно оцифровать мозг?

СНОБ
Толлундский человек перед смертью поел каши и немного рыбы Толлундский человек перед смертью поел каши и немного рыбы

Ученые изучили рацион толлундского человека

N+1
Тогда и сейчас: как выглядят звезды сериала «Зена - королева воинов» Тогда и сейчас: как выглядят звезды сериала «Зена - королева воинов»

Как сейчас выглядят звезды сериала «Зена - королева воинов»

Cosmopolitan
Открыть в приложении