Как поймать идеальный момент для продажи доли в компании: сценарии и риски
Венчурные инвестиции подразумевают повышенные риски и быстрые результаты – инвесторы зарабатывают на стадии роста стартапов и выходят, как только те встают на ноги. Поэтому стоит подготовиться к «экзиту» заранее. Что предусмотреть на входе, как помочь команде кратно вырасти и в какой момент ее оставить, в колонке для Forbes рассказывает основатель инвестиционной компании AltaIR Capital Игорь Рябенький.
Заходя в проект, я всегда держу в голове возможные варианты выхода. Конечно, всего предусмотреть нельзя — индустрия растет быстро, появляются и исчезают игроки, меняется расстановка сил. Но есть несколько стандартных сценариев продажи своей доли в проекте, на которые можно ориентироваться практически всегда, даже в пандемию.
- Продажа доли другим инвесторам в следующем раунде. Этот сценарий актуален, если речь идет о проекте на ранней стадии развития. Если это красивый проект, который динамично и быстро растет, на него всегда есть большой спрос на рынке.
- Продажа компании стратегическому игроку. Обычно идет в ход, когда компания находится на стадии активного роста.
- Привлечение финансовых инвесторов. В случае, если компания быстро растет и становится прибыльной, в игру вступают финансовые инвесторы, которым нужно улучшение собственных показателей.
Кроме того, есть универсальные способы — IPO и реверсивное IPO (когда компания сливается с публичной компанией и, таким образом, акции становятся ликвидными и начинают торговаться на рынке). Но чтобы хотя бы какой-то из этих сценариев сработал успешно, нужно соблюдать ряд правил еще в самом начале пути — на этапе знакомства с командой.
Продуманный вход — залог успешного выхода
Венчурным инвесторам приходится отсматривать десятки проектов в день, чтобы найти среди них по-настоящему перспективные. В итоге, 1000 заявок конвертируется в 1-2 сделки. Это кропотливая работа, в которой важен опыт, экспертиза и влияние экосистемы.