Как победить болезнь
Чем болели и как лечились люди, населявшие древнейшие государства? В чем они видели причину заболеваний и что делали, чтобы их избежать? Как они боролись (и боролись ли) с распространением инфекций и эпидемий? Попробуем ответить на эти вопросы на примере Древней Месопотамии, одной из первых цивилизаций в истории человечества.

Тексты медицинского толка — рецепты и предписания для больного — известны в Месопотамии с конца III тысячелетия до н. э., но основными источниками для изучения древнемесопотамской медицины являются не они, а медицинские документы из библиотеки новоассирийского царя Ашшурбанапала*. С одной стороны, это собственно медицинские (терапевтические) тексты, касающиеся диагностики, рецептуры, списков лекарственных ингредиентов и прогнозов течения заболевания. С другой — магическо-медицинские тексты, в том числе сборники заклинаний, ритуалов, молитв, а также справочники для специалистов, выясняющих причину болезни и ее возможный исход с помощью гадательных практик. Терапевтический и магический подходы считались одинаково полезными для больного и ни в коем случае не исключали друг друга: зачастую с одним и тем же пациентом работали и врач (по-аккадски asû), занимающийся физическими симптомами, и заклинатель (по-аккадски āšipu), старавшийся устранить причину недуга магическими средствами.
*Ашшурбанапал — последний великий царь Ассирии, правил приблизительно в 669–627 годах до н. э.
Идеал жизни, к которому стремился древний человек, можно описать формулой «достаток, здоровье, долголетие и легкая смерть на руках многочисленных родных», которые должны были позаботиться о его комфорте в загробной жизни. Здоровье и долголетие находились в руках богов, которые, разгневавшись, могли отнять их в любой момент. Для того чтобы привести божество в ярость, достаточно было умышленно или случайно нарушить одно из многочисленных социальных или религиозных табу. Считалось, что в таких случаях божество насылает болезнь своим прикосновением, поэтому такие недуги назывались «рука/прикосновение бога». Особо заразные болезни, быстро перераставшие в эпидемию, часто назывались «прикосновение Эрры» — по имени бога-разрушителя, который довольно быстро стал одной из ипостасей месопотамского бога смерти Нергала. Нередко боги посылали болезнь опосредованно, через демонов, которые в месопотамской традиции описываются как безымянные злые (реже добрые) духи. Демонов, которых мы знаем поименно, не так много. Самые известные из них — Ламашту, насылавшая болезни на младенцев и их матерей, и противостоящий ей Пазузу. Также наслать болезнь могли духи умерших предков, о которых плохо заботились (не совершали положенных жертвоприношений), и даже люди — колдуны и ведьмы.
Что же было делать человеку, которого схватила болезнь? Вот что говорят древние тексты — письма, гадания, заклинания, ритуалы, молитвы и, конечно, сборники рецептов и диагностические справочники.
1. Не нарушайте табу. Табу — это слова или действия, которые могут оскорбить конкретное божество. При этом нужно иметь в виду, что нарушение одного и того же запрета одного бога может оскорбить, а другого — оставить равнодушным. Один придворный в письме к царю сообщал о судьбе принцессы, которая нарушила табу и говорила гадости о своем отце: «[Принцесса] Шиматум злословила о моем господине. Из-за нее мой господин обращался к богу — бог моего господина настиг ее и покалечил ей пальцы. Кроме того, у нее не прекращаются припадки»*. Табу варьировались от диетарных (нельзя есть определенную пищу в определенный день) до поведенческих (нельзя посещать определенные места или совершать определенные действия). Некоторые табу можно было нарушить случайно, по незнанию, например вступив в воду, в которой до этого кто-то мылся. Если больной не мог понять, какой из его поступков разгневал бога, он мог обратиться к заклинателю и пройти очистительный ритуал «от всего». Описание таких ритуалов и сопутствующие им заклинания содержатся в сборнике заклинаний «Сожжение» (по-аккадски šurpu). Во время ритуала заклинатель читал магический текст у огня, а его клиент в это время чистил луковицу (или срывал финики с ветки, или расплетал тростниковую циновку), а потом бросал ее в огонь, представляя, что его беды сгорают вместе с ней.
*Здесь и далее письма из архивов города Мари XVIII века до н. э. и новоассирийские тексты VIII–VII веков до н. э. цитируются в переводе автора.
2. Изолируйтесь при эпидемии. Небольшой корпус писем, написанных в начале II тысячелетия до н. э., рассказывает о том, что происходило во время мора. Одно из них свидетельствует о том, что правитель следил за ходом эпидемии и отдавал приказы, призванные ее сдержать: «Касательно эпидемии, о которой мой господин писал мне: в Туттуле* есть заболевшие, но смертей немного. В Дуннумe… мор: за два дня умерло почти двадцать человек. Жители Дуннума покинули город и ушли в сторону горы Ласкум. Мубан и Манухатан, города в окрестностях Дуннума**, в порядке, заражен только Дуннум».