Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки
Такие симптомы как падение мощности и увеличение расхода могут указывать на изношенный катализатор. Autonews.ru рассказывает, возможно ли проверить данный элемент без обращения в сервис
Рассмотрим типичные проблемы катализатора и возможность их решения своими силами.
Почему забивается катализатор
Если не брать какие-то экстремальные или откровенно губительные условия эксплуатации, катализатор рассчитан на срок службы не менее 200-300 тысяч километров. Конечно, цифра усредненная, но сама по себе деталь крайне ресурсна. Тем не менее, в стройную инженерную теорию всегда вносит коррективы практика. А российская, еще и вдали от крупных городов и сетевых заправок — особенно. Перечислим типичные причины выхода из строя катализатора.
Низкое качество топлива
Некачественное топливо — одна из основных причин забивания катализатора. Механизм простой: слишком высокая температура выхлопных газов, ввиду некорректного смесеобразования, постепенно выжигает керамические соты катализатора. Реже срабатывает обратный механизм: хронический «недожиг» смеси со временем закупоривает катализатор сажей и продуктами неполного сгорания.
Повышенный угар масла в двигателе
Причина, наравне соперничающая с плохим топливом в списке виновников «смерти» катализатора. Общая логика аналогична вышеописанному явлению неполного сгорания. Попадающее через кольца или клапаны в цилиндр масло не сгорает (по крайней мере, не полностью) и оседает на сотах катализатора.
Иные причины
Подразумевается — прямо или косвенно влекущие последствия в виде слишком высокой температуры выхлопа или наличия твердых частиц в их составе. В первом случае сотовая структура выгорает и разрушается, во втором — забивается нагаром.
Необходимо понимать, что при любом сценарии изменение решетчатой структуры мешает нормальному выходу газов. При этом нарушается и непосредственная функция катализатора: очистка этих самых газов до расчетного уровня содержания опасных примесей. Изменения состава выхлопа регистрирует кислородный датчик (лямбда-зонд) после катализатора, по сигналу которого блок управления вносит коррекции в состав смеси.
Вопреки укоренившемуся в Сети мнению, второй лямбда-зонд, располагающийся на выходе из катализатора, не просто контрольный, роль которого ограничена лишь зажиганием лампочки «Check engine». Его показания хоть и не так критически важны, как у первой «лямбды», но также вносят лепту в формирование топливовоздушной смести. Именно поэтому даже после установки качественного пламегасителя и правильной «обманки» расход топлива всегда будет выше, чем с новым заводским катализатором.