Почему Музей денег в Феодосии требуют закрыть

СНОБОбщество

Как нумизмат из Феодосии борется за свой Музей денег

В июле нумизмат и владелец Музея денег в Феодосии Александр Олещук получил письмо от городской администрации с требованием покинуть помещение в течение трех дней. Коллекционер рассказал «Снобу» свою историю

Подготовила Дарья Миколайчук

7a4822b55e073d112e2f17399d263847b2ededdd2010196013f36ee8d4c79c8a.jpg
Фото: Личная страница Александра Олещука/Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)

Когда мне было пять лет, я нашел медную копейку времен Николая II. С тех пор стал коллекционировать деньги, и довольно успешно. После школы я отучился на механика, работал на судостроительном заводе «Море» в Феодосии, неплохо зарабатывал. Тогда часто ездил в Москву и Ленинград, всегда выгадывая час-другой, чтобы приобрести или обменять у коллекционеров интересующие меня деньги. Покупал даже золотые монеты, хотя это было запрещено по закону и любой милиционер мог их у меня отобрать.

Тем временем приближался развал Советского Союза. В одном из журналов мне на глаза попалась статья о Музее Парижского монетного двора. Я прочитал ее на одном дыхании и поставил перед собой цель: когда появится возможность, я создам похожий. Представьте, как меня увлекла эта идея, учитывая ситуацию в стране и то, что даже золотую монету легально купить запрещалось. При этом мой интерес был нематериальным. Мне хотелось поделиться с людьми тем же, что захватывало меня, — историями о деньгах: рассказать, как ради них убивали и любили, как с их помощью покупали рабов и делали великие открытия.

Потом случилась перестройка. Многие редкие монеты тогда вывозили для перепродажи за рубеж, я же покупал их для будущего музея. Моя коллекция выросла. Я получил историческое образование, стал заниматься краеведением, публиковать статьи о нумизматике. В 2003 году открыл свой музей — город выделил под него помещение в безвозмездное пользование. Подобных музеев не было ни в России, ни на Украине, они стали появляться позже. Мои посетители могли увидеть редкие монеты, которых нет даже в большой коллекции Эрмитажа. Всего в экспозицию вошли более 30 тысяч экспонатов, в том числе монеты античной Феодосии и монеты, которые нам передали из Ватикана по поручению папы римского, деньги несуществующих государств, фарфоровые деньги, деньги-колеса, самые маленькие и самые большие деньги, даже феодосийский клад, самый крупный из всех, что были найдены на территории независимой Украины. Со временем музей стал популярным среди туристов. Его даже включили в маршрут известного проекта «Золотое кольцо Боспорского царства», объединяющего достопримечательности, связанные с античным наследием.

Проблемы начались в мае 2012 года, когда из-за онкологии умерла моя жена. Тогда же был организован рейдерский захват части помещения, которое я занимал. Пространство, которое нам выделили в 2003 году под Музей денег, было передано с условием, что я буду попечительствовать над Музеем дельтапланеризма, который находился в том же здании. Пришлось заплатить три тысячи долларов бывшему директору за экспонаты. Тем временем моя коллекция монет пополнялась, и закрепленных за ней 78 квадратных метров явно не хватало. Я подал в городскую администрацию заявление на расширение музея денег, а Музей дельтапланеризма перевез в другое помещение, которое тоже выделил город, и сделал там ремонт за свой счет. Тут вмешался бывший директор музея. Он добился от местных чиновников, чтобы ему вернули музей, а затем продал его другим людям. Те переименовали его в Музей свободного полета и стали брать деньги за дополнительные услуги — например, 150 рублей стоит провести 10 минут на тренажере-симуляторе дельтаплана.

В итоге из 180 квадратных метров мне остались прежние 78. Я понимал, что все договоренности с администрацией держатся на честном слове, и пытался приватизировать оставшееся помещение, но ничего не выходило. Начал обсуждать это с мэром Владимиром Шайдеровым, но мы не успели договориться, потому что он умер от сердечного приступа на тренировке по футболу в 2008 году. Потом был Александр Бартенев — тот пообещал дать мне миллион долларов на развитие музея, но был убит выстрелом из ружья в 2013-м. Затем мы обсуждали вопрос с Дмитрием Щепетковым в 2015-м. После встречи с ним, когда я пришел домой и включил компьютер, то понял, что почти сразу после моего ухода его задержали по обвинению в коррупции.

Ситуацию осложняло еще и то, что с 2014 года мы стали жить по российскому законодательству. Помимо музея у меня был свой бизнес — ломбард и антикварный магазин, благодаря им я платил по счетам и пополнял коллекцию. В Крыму начался общий хаос, заниматься предпринимательством стало сложно из-за нового законодательства и бюрократии, все это отнимало время, а мне хотелось сконцентрироваться на исследовательской работе. Я закрыл все, кроме музея, и стал жить на накопления.

И вот прошло шесть лет после присоединения Крыма. Хоть я и перерегистрировал все документы на музей, но так и не получил от властей разрешение занимать помещение, в котором он находится. Более того, в прошлом году меня уже хотели выгнать из здания и даже попытались завести на меня уголовное дело за неправомерное завладение недвижимым имуществом. Тогда за меня заступилась местная ассоциация заповедников и музеев, власти Крыма, журналисты. Городские чиновники пошли на попятную, пообещав решить проблему. Этого не произошло. Недавно я снова получил от них письмо с требованием покинуть помещение.

Можно было бы предположить, что музей хотят закрыть из-за моих оппозиционных взглядов. Я критиковал чиновников и публично заявлял, что не пойду на референдум, но музея это никак не касается. Там у меня все показано правильно: присоединение Крыма, все скрепы духовные, георгиевские ленточки — это есть. И я никогда не считал, что могу высказывать свое мнение, отличное от официального, когда провожу экскурсию. Насколько я понял, все дело в том, что на помещение музея, которое находится в самом центре города, положили глаз местные бизнесмены.

Мне очень сложно понять, почему так происходит — все же я занимаюсь не коммерческой деятельностью, а культурой и наукой. Билеты недорогие: школьники — 100 рублей, взрослые — 200, детям до шести лет — бесплатно. В Москве есть Музей нумизматического клуба президента «Лукойла» Вагита Алекперова, у них такой же статус, как у нас: частное учреждение культуры. Им выделили исторические палаты на Арбате в безвозмездное пользование. Такие примеры есть и в Феодосии: например, помещения получили Музей рыбы, а также тот самый Музей свободного полета, который до сих пор работает через стенку от меня.

Конечно, понятие частного музея сейчас размытое, и ясно, что не всегда поддержка властей оправдана. Иногда доходит до смешного, когда «музеем шоколада» называют магазин, а «музеем эмоций» — фотозону или парк аттракционов. Но я же занимаюсь научной деятельностью, у меня серьезные фонды, меня приглашают на международные конференции. В последнее время я слышу много заявлений о том, что государство такие начинания хочет поддерживать, но на примере моего музея видно, что пока желания расходятся с делом.

Вариант с оплатой аренды не рассматривается, потому что помещение хотят выставить на торги. Но, даже если бы мне предложили платить, я бы это не потянул: один квадратный метр в центре Феодосии стоит три тысячи рублей. Даже разговоры об этом кажутся абсурдными: если я начну платить, то как бы признаю, что у меня не музей, а аттракцион или шоу. Получится, что многие другие частные музеи, которые к науке имеют опосредованное отношение, пользуются помещением бесплатно, потому что занимаются важным делом, а я будто коммерсант.

Все мои сотрудники уволились, я остался один. Мне дали три дня на выселение. Я прихожу в музей каждый день и собираю монеты в коробки — боюсь, что не уложусь в этот срок. Да и не представляю, куда это все вывозить. Речь идет об огромной коллекции, которую я собирал всю свою жизнь. Среди экспонатов есть два полуторатонных сейфа, не знаю, как их дотащу до своей квартиры. Знакомый из Одессы предложил перевезти все к нему, но я не хочу — все же основная ценность коллекции в том, что она рассказывает историю Феодосии через историю денежного обращения.

Самое обидное, что люди ежедневно ломятся в музей. Звонят, спрашивают, когда он откроется. Мне нужно что-то им отвечать. Моим музеем интересуются нумизматы из других стран. Получается, что для мира моя коллекция имеет ценность, а для городских чиновников — нет.

Юриста я пока не нанимал. Судов у нас никаких не было, и я все еще надеюсь, что и не будет. Я верю, что смогу выбраться. Несмотря на все проблемы, я надеюсь, что в будущем музей возродится и станет всемирно известным собранием денег, а на его базе будут проводиться конференции и симпозиумы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа

Глава из фантастического романа с элементами роуд-муви и антиутопии «Вегетация»

СНОБ
Ошибочка вышла Ошибочка вышла

Что делать, если перепутала реквизиты, и деньги ушли не туда?

Лиза
Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении Налоги между строк: почему российские законы внезапно меняются во втором чтении

Из-за чего возникает «расползание» налогов по непрофильному законодательству

Forbes
Спад эпидемии тифа в варшавском гетто объяснили социальным дистанцированием Спад эпидемии тифа в варшавском гетто объяснили социальным дистанцированием

Официальная статистика смертности в варшавском гетто, похоже, была занижена

N+1
Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек Как Пеппи Длинныйчулок стала символом свободы и изменила жизни миллионов девочек

Как Астрид Линдгрен стала борцом за права детей и причем тут Пеппи Длинныйчулок?

Forbes
«12 стульев» не по-русски, или Ильф и Петров в иностранном кино «12 стульев» не по-русски, или Ильф и Петров в иностранном кино

Эксперты насчитывают от 13 до 16 экранизаций книги «Двенадцать стульев»

Maxim
Масштаб, брутализм и Faradenza: за что и сегодня ценят архитектуру российских курортов Масштаб, брутализм и Faradenza: за что и сегодня ценят архитектуру российских курортов

Чем примечательна архитектура пяти старых российских здравниц

Forbes
Отправляйтесь в Калининград, чтобы насладиться морем и немецкой философией Отправляйтесь в Калининград, чтобы насладиться морем и немецкой философией

Море, родина Канта и серфинг

GQ
Игра Ghost of Tsushima – возможно, самый большой обман в вашей жизни Игра Ghost of Tsushima – возможно, самый большой обман в вашей жизни

На Playstation 4 вышла Ghost of Tsushima – самурайский эпос студии Naughty Dog

GQ
Как убрать брыли на лице и сохранить овал без уколов и подтяжки Как убрать брыли на лице и сохранить овал без уколов и подтяжки

Что такое брыли и как с ними бороться?

Cosmopolitan
Зачем они расстались? Красивые звездные парочки, по которым мы скучаем Зачем они расстались? Красивые звездные парочки, по которым мы скучаем

Парочки, о расставании которых многие до сих пор сожалеют

Cosmopolitan
Нас ждет прорыв в лечении генетических заболеваний Нас ждет прорыв в лечении генетических заболеваний

Компания Tessera Therapeutics разрабатывает новый способ редактирование генома

GQ
Зомби на дне: что превращает обитателей океана в «живых мертвецов» Зомби на дне: что превращает обитателей океана в «живых мертвецов»

Среди морских звезд распространяется убийственная эпидемия

Популярная механика
Лучшие документальные сериалы о спорте Лучшие документальные сериалы о спорте

Если вы хотите погрузиться в реальные спортивные истории, советуем эти сериалы

GQ
Тайны советской разведки: микроточки с информацией Тайны советской разведки: микроточки с информацией

Микроточка: бесцветные письма и как их можно было прочитать

Популярная механика
Андроид, гнев божий Андроид, гнев божий

Михаил Трофименков о «ООО “Семейный роман”» Вернера Херцога

Weekend
Первые люди мигрировали в Америку уже 30 тысяч лет назад Первые люди мигрировали в Америку уже 30 тысяч лет назад

Когда в Америке появились первые люди

N+1
Что будет производить smart city Что будет производить smart city

Из города ушло производство, но он по-прежнему понимается как завод

Weekend
Евгений Воловенко. Зеленый луч Евгений Воловенко. Зеленый луч

Евгений Воловенко: «Если поймать зеленый луч, можно рассчитывать на счастье»

Караван историй
«Зеленый» рост: что будет с возобновляемой энергетикой после пандемии «Зеленый» рост: что будет с возобновляемой энергетикой после пандемии

Какие технологии сегодня развиваются в альтернативной энергетике

Inc.
Как Российская и Британская империи приручали покоренные элиты Как Российская и Британская империи приручали покоренные элиты

Какие эпизоды истории находят отражение в современных политических событиях

СНОБ
Я подбираю котов и нахожу им дом Я подбираю котов и нахожу им дом

«Вот уже лет восемь я подбираю на улице котов и нахожу им дом»

Домашний Очаг
Пятиминутный путеводитель по бесполезным подаркам Пятиминутный путеводитель по бесполезным подаркам

Что делают люди с ненужными подарками и рейтинг самых бессмысленных подарков

Esquire
Здравствуй, папа! Здравствуй, папа!

Помоги мужу понять свои ошибки и «исправиться»

Лиза
Восемь рассказов Линор Горалик Восемь рассказов Линор Горалик

Рассказы Линор Горалик — страшные, смешные, откровенные и жизненные

СНОБ
6 отвратительных косметических средств, которыми пользовались раньше 6 отвратительных косметических средств, которыми пользовались раньше

После употребления мышьяка люди действительно выглядели лучше. Но недолго

Maxim
Мыши без ума от сыра и еще 25 ошибок массового поражения Мыши без ума от сыра и еще 25 ошибок массового поражения

Благодаря нам ты разуверишься даже в самых незыблемых истинах!

Maxim
Правила жизни Бенедикта Камбербэтча Правила жизни Бенедикта Камбербэтча

Актер, Лондон, 44 года

Esquire
Русские хакеры снова в деле Русские хакеры снова в деле

Группировка Cosmic Lynx использует удивительно сложные методы для цифровых атак

GQ
Страшная авария и сухой лед: самые жуткие трагедии популярных блогеров Страшная авария и сухой лед: самые жуткие трагедии популярных блогеров

Трагедию каждого из этих блогеров аудитория воспринимала как личную драму

Cosmopolitan
Открыть в приложении