Как научиться принимать то, что мы не можем изменить
Порой в наших силах изменить ситуацию, исправить ошибку. Но бывает, что все, от нас зависящее, сделано, и дальнейшее уже не в наших руках. В такие моменты самое мудрое — принятие. Поучиться этому стоит у стоиков — их философия рождалась в непростые времена и может быть очень полезной для нас сегодня. Публикуем отрывок из книги Массимо Пильюччи «Как быть стоиком» («Альпина Паблишер», 2022).
Молитва о мудрости
«Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество — изменять то, что могу, и мудрость — всегда отличать одно от другого».
Эта молитва воплощает в себе истину: спокойствия духа можно достичь, лишь осознав, что прошлое нельзя изменить. Человек может повлиять только на то, что происходит здесь и сейчас. Признание этого факта требует мужества — но не того рода мужества, которое нужно в бою, а более глубокого и, пожалуй, даже более важного, поскольку именно оно позволяет нам прожить жизнь наилучшим образом.
Идею, которая лежит в основе молитвы, можно обнаружить в совершенно разных эпохах и культурах. Есть и еще более древний вариант: «Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом, все, что является нашим. Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера, одним словом — все, что не наше».
Три уровня нашего влияния на мир
Так начинается «Энхиридион» или «Краткое руководство к нравственной жизни» Эпиктета — нашего проводника в мир стоицизма. Идея этого разделения была основополагающей и в учении Эпиктета, и в системе стоической философии в целом.
Так называемая стоическая дихотомия контроля — когда одни вещи зависят от нас, а другие нет — в действительности признает три уровня нашего влияния на мир/
Эпиктет использовал метафору мореплавания. Сначала мы принимаем определенные решения: ставим перед собой цель (морское путешествие) и выбираем лучшие, на наш взгляд, способы ее достижения (нанимаем опытных моряков). Далее мы понимаем, что далеко не всегда можем на 100% реализовать задуманное.
Например, услуги кормчего, которого мы собирались нанять, могут оказаться слишком дороги для нас или же мы все-таки наймем кормчего, а он заболеет. Наконец, есть обстоятельства, которые всецело находятся вне нашего контроля, и мы никак не можем повлиять на них. Это, например, направление и интенсивность ветров.
Одна из ключевых мыслей Эпиктета состоит в том, что нам присуща склонность беспокоиться и сосредотачиваться на вещах, которые мы не можем контролировать. А надо концентрировать внимание на тех параметрах нашего жизненного уравнения, над которыми у нас есть власть.
Это значит, что мы должны выбрать путешествие, в которое действительно хотим отправиться (причем хотим по разумным причинам), затем надо найти опытную команду для нашего корабля, а после этого подготовиться к путешествию как можно лучше.
Таким образом, первый урок стоицизма гласит:
сосредоточить внимание и усилия там, где у нас есть максимум контроля, а остальное оставить на волю Вселенной
Это отличный способ сэкономить массу времени, сил — и нервов.
Пример про лучника
Еще одна метафора стоиков, на этот раз от Цицерона, помогает проиллюстрировать эту мысль. Возьмем, к примеру, лучника, которому нужно поразить цель. Есть ряд вещей, которые зависят только от лучника: он решает, сколько времени и насколько интенсивно ему нужно тренироваться, он проверяет состояние лука и стрел, оценивает цель и расстояние до нее, выбирает момент, когда пустить стрелу. Другими словами, добросовестный лучник делает все, что зависит только от него, вплоть до того момента, когда стрела покидает лук. Но попадет ли стрела в цель? Это уже зависит не от лучника.