Как научить ребенка наводить порядок
Трудно сосчитать, сколько раз родителям приходится повторять «собери игрушки», «положи все на место». Как объяснить ребенку, зачем заботиться о своих вещах, и как ненавязчиво вовлечь его в процесс уборки. рассказывает японская писательница Тацуми Нагиса в книге «Магическая уборка для детей».
Самое важное не конкретные приемы и техники, считает японская писательница Тацуми Нагиса. Благодаря уборке люди учатся чему-то более важному — обращаться с вещами, строить отношения с семьей, принимать решения. В самом деле, вещей вокруг нас становится все больше и больше. Когда мы наводим порядок, мы не просто убираем, складываем и красиво расставляем все по местам. Нам приходится решать ряд вопросов: нужна эта вещь или нет? Если да, то как часто? Куда лучше ее положить, чтобы было легко достать?
Нет детей, которые с рождения обладают этими навыками. Возвращать вещи на место — дело привычки. И вам предстоит эту привычку сформировать, обучая ребенка уборке так же тщательно и терпеливо, как вы учите его разговаривать или обращаться с чашкой, вилкой. Если вы будете неустанно повторять одно и то же, как будто сразу убирать вещи на место — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.
Но родителям нужно проявить мудрость, чтобы понять, когда можно делать замечание. Например, если ребенок собирался убрать вещь на место, а вы ему сказали: «ты не положил, куда нужно», то он вам возразит, что «как раз собирался», и будет только хуже.
И, тем не менее, воспитание во многом состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. Главное — не поддаваться эмоциям и подавать правильный пример. Приучить ребенка к тому, в чем вы сами не сильны, почти невозможно.
Чему уборка учит ребенка
- Самостоятельно отвечать за свои вещи, уметь распоряжаться тем, что он имеет. Если не положить на место ножницы, то их трудно найти в следующий раз. Если бросать одежду как попало, она мнется. Если просто запихать все вещи в шкаф, среди них невозможно потом отыскать то, что нужно.
- Разделять вещи на нужные и ненужные. Определять, в каком количестве они нужны. В жизни ребенку часто придется делать выбор, и не только о том, нужна ли ему какая-то вещь. Самостоятельность развивается, когда человек с ранних лет привыкает брать на себя ответственность за свое решение.