Как найти и развить талант своего ребенка
Как понять, есть ли у твоего ребенка талант, и, главное, что потом с этим делать? Рассказываем.
Твое или его?
Прежде всего, проведи ревизию своих целей и надежд на талант ребенка. Если ты заранее строишь планы и имеешь ожидания на предмет его способностей (пусть даже это все нацелено только на благо ребенка) – это может вызвать определенные проблемы. Родительские амбиции, мотивации типа «найти спортивные способности, чтобы ребенок прошел на бесплатное место в американском университете» или «готовить его в программисты с первого класса» значительно ограничивают самого ребенка, не говоря уже о «мне конный спорт был недоступен, пусть хотя бы у нее будет». Они забирают у ребенка пространство его выбора, его жизни, и, как правило, спустя какое-то время он решительно отторгает навязанное, возвращая родителям не благодарность, а горькие упреки.
И даже если родительские амбиции совпадают с одаренностью чада, это также может стать ловушкой: мы начинаем ждать или даже требовать от ребенка результатов и отличий, тогда как он нуждается прежде всего в удовлетворении особых образовательных потребностей.
Чтобы талант развивался, надо позволить его выражать
Очень важная часть – дать ребенку возможность проявить свои способности. Кажется, что это звучит просто, но на деле высокоодаренные дети порой доставляют много неудобств родителям: они бывают очень любопытными, настырными, требовательными и активными, настоящие энерджайзеры. Это порождает соблазн выдать ребенку планшет, чтобы хотя бы немного вздохнуть, или покупать все новые и новые игрушки, чтобы занять непоседу.
Но для того, чтобы дар мог проявить себя, нужно позволить ребенку скучать. Это часто бывает слабым местом современных детей, у которых не появляется возможности и потребности занимать себя самим, размышлять, придумывать что-то. А между тем, это та самая точка инициативы, выбора, в которой становятся видимыми склонности и интересы самого ребенка. Постарайся не нашпиговывать его день до отказа полезными занятиями, оставляй выбор и свободное время. Свободное время – не равно время, проведенное с развлекающими гаджетами. Их стоит ограничить лимитами.
Чтобы развить талант, его нужно заметить
Но как? Сравнивать каляки на обоях с художественными альбомами? Записать во все секции сразу? Что делать? Рассказываем.
Первые признаки способностей в какой-либо области ты можешь заметить довольно рано, еще в дошкольном возрасте. Это может быть выраженная склонность к какому-либо занятию, опережение сверстников в каком-то навыке, необыкновенная ловкость и легкость, с которой ребенок справляется с чем-либо. В раннем возрасте признаки одаренности бывают и неспецифичными, это могут быть: