Как музыкальный фестиваль Lilith Fair сломал стереотипы о женщинах на сцене
Летом 1997 года канадская певица Сара Маклахлан, устав от предвзятого отношения к женщинам в музыкальной индустрии, организовала фестиваль Lilith Fаir. Ее целью было доказать, что афиша, на которой все имена будут женскими, не отпугнет зрителей, а, наоборот, привлечет их. И она оказалась права: Lilith Fаir стал самым кассовым музыкальным мероприятием конца 1990-х. Forbes Woman рассказывает его историю
В противовес сексизму
В конце 1990-х Сара Маклахлан уже была достаточно известной певицей с тремя коммерчески успешными альбомами. Но несмотря на растущую популярность, ей приходилось бороться за то, чтобы ее музыка звучала на радио. Руководители из музыкальной и концертной индустрий говорили Саре, что ставить двух женщин подряд в радиоэфире или лайнапе концерта — коммерчески провальное решение.
«Я приходила и давала интервью, а они говорили: «Мы бы с удовольствием добавили эту песню, но мы не можем поставить тебя на этой неделе, потому что у нас была Тори Эймос, или потому что мы добавили Трейси Чепмен, или потому что мы добавили Шинейд О'Коннор». И это было крайне неприятно», — вспоминала Маклахлан.
Она решила бросить вызов такому положению дел и в 1996 году организовала небольшой совместный тур с певицей Полой Коул. Посещаемость этих шоу была достаточно высокой, и это опровергло мнение о том, что полностью женский состав не может быть успешным. Вдохновившись этим опытом и видя, что на афишах всех популярных летних концертов преимущественно мужские имена, в 1997 году Сара решила создать свой, полностью женский гастрольный музыкальный фестиваль Lilith Fair. По задумке Маклахлан, мужчины-музыканты к участию в шоу допускались, но только в составе групп, где солировали женщины.
Идея музыкального фестиваля с полностью женским составом возникала не только у Маклахлан. С 1976-го по 2015 год в Мичигане проходил Michigan Womyn's — ежегодный фестиваль, в котором всем управляли женщины, а мужчинам было запрещено не только выступать, но и посещать шоу.
Безопасное пространство и большой успех
Маклахлан составила список певиц, которых она сама слушала и уважала. Потом связалась с теми из них, кого знала лично, а ее менеджер обзвонил остальных. Многие агенты не хотели отправлять своих звезд на фестиваль, потому что были уверены, что он обречен на провал. Несмотря на это, по словам Маклахлан, 90% артисток, к которым они обратились, согласились выступить.
Музыканты могли сами решать, на какой срок они готовы присоединиться к туру, поэтому афиша формировалась силами не только организаторов, но и самих артистов.