Как миллиардер из Кореи совершил «ужасную ошибку» и заработал на ней $14 млрд
Глава корейского чеболя SK Group Чхве Тхэ Вон пережил два тюремных заключения, но это не помешало ему превратить полуживого производителя микросхем Hynix Semiconductor в одного из лидеров рынка.
В 2012 году многие недоумевали, зачем миллиардер из Южной Кореи Чхве Тхэ Вон решил потратить $3 млрд на покупку акций компании Hynix Semiconductor — второго по величине производителя микросхем в мире, переживавшего не лучшие времена. За десять лет до этого корейское правительство уже спасало Hynix Semiconductor от банкротства. Но теперь компания вновь несла убытки, а ее котировки медленно падали — вместе с глобальным спросом на компьютеры и микросхемы оперативной памяти.
Идея купить Hynix Semiconductor была необычна для Чхве Тхэ Вона еще и потому, что его холдинг SK Group объединял оператора сотовой связи, нефтегазовую компанию, гостиничную сеть — но ни одного производителя микросхем среди его активов не было.
«На финансовом рынке почти все сочли покупку акций Hynix ужасной ошибкой», — вспоминает Дэн Бейкер, глава отдела исследований гонконгского филиала информационно-аналитической компании Morningstar. С момента объявления о сделке в ноябре 2011 года до ее закрытия в феврале 2012 года акции SK Holdings упали на 15%.
Но сам Чхве Тхэ Вон считал акции Hynix Semiconductor вполне оправданной покупкой. «Нашему конгломерату нужно было расширяться, — рассказал он в интервью на форуме в Давосе. — Кто-то должен был сделать этот шаг. Я посчитал эту сделку вполне разумной». Покупателем 21% акций Hynix Semiconductor у группы банков-кредиторов выступила SK Telecom, «дочка» SK Group. А Чхве Тхэ Вон получил новую должность: он стал сопредседателем компании Hynix, которую затем переименовали в SK Hynix.
Попытка Чхве Тхэ Вона выйти на нестабильный рынок микросхем оказалась для него одной из самых доходных инвестиций. Миллиардер выбрал очень удачное время, чтобы стать акционером SK Hynix и смог получить огромную прибыль благодаря стремительному росту продаж смартфонов по всему миру. По оценкам, прибыль SK Hynix в прошлом году составила $14 млрд — на 40% больше чем в 2017 году. Выручка компании в 2018 году составила $36 млрд, рентабельность — впечатляющие 39%. С тех пор как Hynix Semiconductor вошел в состав SK Group, акции производителя микросхем взлетели в цене почти на 150%. В сентябре 2018 года SK Hynix заняла 20-е место в первом в истории рейтинге 100 лучших публичных компаний в сфере цифровой экономики по версии Forbes. В рейтинг вошли компании из 17 стран. Сам Чхве Тхэ Вон с состоянием в $4,7 млрд занял седьмое место в списке 50 богатейших людей Кореи. По словам аналитика Дэна Бейкера, покупка Hynix Semiconductor стала «отличной инвестицией — учитывая рост рынка микросхем оперативной памяти».
Сделка с Hynix Semiconductor также стала своего рода переломным моментом для Чхве Тхэ Вона. Благодаря ей он отважился делать рискованные ставки, которыми славился конгломерат SK Group под руководством отца Чхве Тхэ Вона до его смерти в 1998 году. Уверенность в успехе 58-летний корейский миллиардер продемонстрировал в июне прошлого года, когда SK Hynix вошла в консорциум инвесторов, который приобрел 49,9% акций японского производителя микросхем Toshiba Memory за $18 млрд. SK Hynix также показала предпринимателю, что его конгломерату необходимо расширяться. По данным представителей конгломерата, сейчас SK Hynix приносит 70% чистой прибыли SK Group, что превышает доходы других дочерних предприятий, например, телекоммуникационной, нефтегазовой и химической компаний. Однако, учитывая цикличный характер развития рынка микросхем, SK Hynix представляет собой еще и большую потенциальную угрозу. Поэтому за два последних года конгломерат SK Group инвестировал $2,6 млрд в новые направления бизнеса, например, в сервисы заказа такси, биофармацевтику, а также производство продуктов питания. «Нам нужно изучить другие ниши. Я не могу на все сто процентов полагаться на полупроводники», — говорит Чхве Тхэ Вон.
«Это было похоже на войну»
История конгломерата SK началась в 1953 году, сразу после окончания Корейской войны. Тогда Чхве Чжон Кун, дядя Чхве Тхэ Вона, занялся производством полиэстера и основал компанию Sunkyong Textiles (SK — сокращение от слова Sunkyong). Руководство Sunkyong Textiles получило несколько государственных займов и налоговых льгот для расширения бизнеса, которое началось с экспорта вискозы в Гонконг. В 1973 году 47-летний Чхве Чжон Кун умер от рака легких. Так как трое его сыновей были слишком юны, чтобы возглавить компанию, по корейской традиции его место должен был занять младший брат Чхве Чжон Хён — отец Чхве Тхэ Вона.
Под руководством Чхве Чжон Хёна SK превратился в полноценный конгломерат: бизнесмен решил инвестировать в две компании, никак не связанные с текстильным бизнесом, чьи акции до сих пор считаются важнейшим активом южнокорейского холдинга. В 1980 году Хён приобрел 50% нефтяной компании Korea Oil у бывшего гиганта американской нефтедобывающей промышленности Gulf. Затем Korea Oil переименовали в SK Innovation. В результате этого приобретения SK вошел в пятерку крупнейших корейских чеболей по объему активов. Чеболь — это корейское название многопрофильного холдинга, находящегося в собственности семейного клана. Сейчас чеболь SK Group занимает третье место по объему активов после Samsung и Hyundai. А в 1994 году Чхве Чжон Хён получил контроль над государственной компанией Korea Mobile Telecommunications Services, которая впоследствии была переименована в SK Telecom.
В 1998 году, в разгар азиатского финансового кризиса, от рака легких скончался и Чхве Чжон Хён. Его 37-летнему сыну Чхве Тхэ Вону пришлось сменить его на посту председателя холдинга. Вот что миллиардер вспоминает об азиатском финансовом кризисе и кончине своего отца: «Это было похоже на войну. Я думал лишь о том, что мне нужно выжить». У Чхве Тхэ Вона была основательная подготовка для этого. В конце 1980-х годов он учился в Чикагском университете в США, где познакомился со своей будущей женой Но Со Ён, дочерью бывшего президента Южной Кореи Но Тхэ У. Карьеру в SK Чхве Тхэ Вон начал в 1989 году на должности управляющего дочерним предприятием в калифорнийском городе Сан-Хосе. Два года спустя он перешел в американскую штаб-квартиру холдинга в Нью-Йорке. В 1994 году бизнесмен вернулся в Сеул и занял пост исполнительного директора. К 1997 году его повысили до главного исполнительного директора SK Corp — крупнейшей дочерней компании конгломерата в тот период.