Как малому бизнесу стать компанией-газелью
Основной драйвер экономики развитой страны — небольшие быстрорастущие компании. Согласно исследованиям, большинство «газелей» относят к малому и среднему бизнесу. Их главный признак — быстрый рост. За короткие сроки маленькие фирмы превращаются в средние и крупные предприятия, не теряя при этом динамики развития. Рассказываем о том, как малому бизнесу перейти из категории «мышей» в категорию «газелей».
Что такое компания-газель
Почти полвека назад американский экономист Дэвид Берч исследовал влияние малого и среднего бизнеса на экономику. Вопреки ожиданиям, оказалось, что самый большой вклад в рост ВВП делают вовсе не экономические мастодонты, названия которых у всех на слуху, а относительно небольшие, но динамично развивающиеся бизнесы.
Берч условно разделил компании на четыре основных типа.
- Слоны — те самые гиганты с сотнями тысяч сотрудников и миллиардными оборотами. Часто эти компании тем или иным образом аффилированы с государством, например естественные монополии. Обычно они демонстрируют очень медленный рост или не растут вообще.
- Львы — крупные бизнесы, которые живут за счет поглощения других компаний. Каждая такая сделка увеличивает их размер, но она не влияет на ВВП, так как одновременно с поглощением с рынка исчезает очередной игрок.
- Мыши — компании, деятельность которых настолько незначительна, что в принципе не способна хоть как-то повлиять на экономический рост. Таких бизнесов в стране обычно большинство в абсолютном выражении.
- Газели — самая интересующая нас сегодня группа. Это относительно небольшие бизнесы, которые отличаются от прочих тем, что способны долго поддерживать свой быстрый рост.
Когда государство говорит о поддержке малого бизнеса, в конечном итоге оно стремится как можно больше предпринимателей перевести из категории мышей в категорию газелей. Для самого бизнеса такая господдержка — возможность использовать предоставленные ресурсы, чтобы сделать рывок вперед, а потом удержать высокий темп развития. Именно способность «бегать на длинные дистанции» отличает бизнесы этого типа от всех остальных.
Как определить, что компания — газель
Разные методики определяют разные критерии оценки бизнесов и их принадлежности к конкретной группе по классификации Берча. Мы не будем изобретать велосипед и обратимся к методологии, которую уже много лет использует информационная платформа «СПАРК-Интерфакс».