Как Джим Керри помогает нам сублимировать горе
Комики и шутники – возможно, самые грустные люди на планете. Но именно они помогают смеяться над всеми нашими проблемами.

Долгие годы Джим Керри был маской, персонажем комедии дель арте, площадным дурачком, чьи мимические эскапады отвлекали зрителей на стыке веков от пугающих мыслей о миллиниуме (да и рядовых проблем). Периодически среди этих ролей-выходок просвечивал драматический потенциал, который закрепился в массовом сознании «Вечным сиянием чистого разума» (мимо на «Оскаре», на «Глобусе» – лишь номинация), а затем оказался крепко зафиксирован. Керри пропал с радаров, почти перестал кривляться, все чаще фигурировал в новостях в связи с депрессией и сложными личными отношениями; в прошлом году он вернулся в комично-драматичной роли телеведущего мистера Пиклза в шоу «Шучу», которое – буквально – на куклах показывало, как люди переносят скорбь, боль и прочие грани нервного срыва.

«Вдруг» выяснилось, что Джим Керри не одномерный комедиант, упивающийся дуракавалянием, а человек, которого периодически подтачивает изнутри чернота, который рисует политические карикатуры, который может быть несчастен, несмотря на славу и деньги (а может, и благодаря им). Это дежурные «откровения» в области шоу-бизнеса, но гораздо интереснее взглянуть на эту эволюцию Керри-публичного с точки зрения механизма комедии. Было бы наивно полагать, что простецкий дар корчить гримасы и падать на ровном месте (ладно, он почти не падал) – это попадание в невзыскательную публику и ничего больше.