Как Дэн Хаузер повлиял на игровую индустрию
Дэн Хаузер, сооснователь и креативный директор Rockstar Games, покидает компанию. Но это не повод переживать за будущее игр.
Несколько дней назад стало известно, что компанию Rockstar Games покидает ее сооснователь и креативный директор Дэн Хаузер, – человек, без которого не было бы серий Grand Theft Auto и Red Dead Redemption, а также игровой индустрии и, кажется, вообще массовой культуры в их нынешнем виде. Его уход – не очередной эпизод в бесконечном мельтешении студийных отставок и назначений; это тектонический сдвиг и конец эпохи.
История Rockstar хорошо известна и изложена, например, в отличной книге Дэвида Кушнера Jacked: The Outlaw Story of Grand Theft Auto. Все началось в английской студии регионального значения DMA Design в 1997 году – тогда вышла первая Grand Theft Auto, через два года – ее сиквел. Это были странные произведения – вид сверху, схематичная графика, гипертрофированная (но почти незаметная с высоты птичьего полета) кровища из сбитых пешеходов. Сегодня такие игры проходят по ведомству независимой разработки и крайне редко попадают в фокус общественного внимания, лишний раз подтверждая тезис о принципиальной невозможности интерпретации и, тем более, предсказания успеха игры. Что-то важное в GTA, тем не менее, было скрыто. Возможно, жизнерадостный нигилизм, ставший в этих играх не только эмоциональным фоном, но и концептуальным центром всего происходящего.
Как бы там ни было, в 1998 году в результате ряда корпоративных телодвижений студия DMA и права на серию GTA перешли к компании Rockstar, основанной братьями Дэном и Сэмом Хаузерами – между прочим, детьми достаточно великой английской актрисы Джеральдин Моффат. С этого момента история Grand Theft Auto началась по-настоящему: за дюжину лет, прошедших между выпущенными Rockstar GTA3 и GTAV, эта игра превратилась из просто большого блокбастера в культурный феномен. Скажем только, что по состоянию на декабрь 2019 года было продано 120 миллионов копий GTA5; в деньгах это больше шести миллиардов долларов выручки. По некоторым оценкам, эта игра – самый кассовый развлекательный продукт в истории массовой культуры. Не игр, нет, вообще всего, что когда-либо было выпущено человечеством для собственного развлечения, включая кино, музыку и книги. И это только одна из более чем ста (!) игр и приложений, разработанных Rockstar за два десятка лет своего существования.