Как братья-миллиардеры превратили стартап Stripe в «единорога» стоимостью $95 млрд
Братья-миллиардеры Джон и Патрик Коллисон превратили Stripe в один из самых раскрученных, дорогих и прибыльных стартапов стоимостью около $95 млрд. Они смогли потрясти рынок, но теперь им нужно не упасть в грязь лицом
Около 5:00, соучредитель Stripe Джон Коллисон на верхнем этаже своей штаб-квартиры в дублинском районе Силиконовые доки готовится выступить перед сотнями сотрудников. Регулярные пятничные собрания — почти священная традиция для Stripe, платежной компании, которую Коллисон основал вместе со старшим братом Патриком в 2010 году. Патрик уехал на свою свадьбу, а это значит, что сегодня на вопросы сотрудников отвечает 31-летний Джон — человек с проседью в волосах, обрамляющих его мальчишеское лицо.
Обсуждение рискует быть оживленным, ведь на этой неделе в Twitter очередной переполох: Закари Перрет, миллиардер-соучредителя другого финтех-«единорога» Plaid, в серии твитов (уже удалены) обвинял Stripe в том, что его руководство под ложным предлогом организовало встречу с его компанией, чтобы создать конкурентное программное обеспечение, но в итоге их новый банковский продукт Financial Connections очень похож на банковскую платформу Plaid. Plaid от комментариев отказалась.
Патрик, 33-летний генеральный директор Stripe, прервал свой медовый месяц, чтобы написать служебную записку для всей компании (позже опубликованную), предупреждающую, что такое пристальное внимание и превратные интерпретации мотивов Stripe со временем будут только усиливаться. Джон, президент Stripe, готов к худшему. Однако, когда дело доходит до совещания, сотрудников интересует совершенно другое: является ли название нового продукта Financial Connections признаком того, что Stripe отныне становится все скучнее? И это серьезный вопрос. Джон признает, что такие названия, как Atlas (программное обеспечение, помогающее в построении компаний) и Radar (обнаружение мошенничества), звучат лучше. Но они не помогают оптимизировать выдачу в поисковых системах. Собрание проходит, но о скандале в Twitter никто не спрашивает.
«Мы будем конкурировать с кучей компаний и с кучей компаний будем сотрудничать, — говорит Джон, пожимая плечами. — В этой ситуации все просто должны оставаться взрослыми и вести себя достойно».
Тем не менее, такие «испытания» этической репутации Stripe или, как их называет Патрик, — инциденты, у которых есть потенциал всплыть в прессе, будут происходить все чаще по мере того, как Stripe превращается из всеми любимого стартапа в технологического гиганта. Компания с двумя штаб-квартирами в Сан-Франциско и Дублине в прошлом году обработала платежи на сумму $640 млрд в 50 странах. Валовая выручка компании, складывающаяся по-прежнему в основном из 2–3% комиссии, достигла почти $12 млрд в 2021 году, согласно источникам, знакомым с финансовыми показателями, что примерно на 60% больше, чем в прошлом году. Чистая выручка достигла почти $2,5 млрд. И, что необычно для «единорога», который все еще быстро растет, Stripe закончила год с прибылью в сотни миллионов, добавляют два источника. В Stripe комментировать эти цифры отказались.
Сногсшибательные финансовые показатели объясняют, почему инвесторы, в том числе Fidelity и суверенный фонд развития Ирландии, вложили в Stripe дополнительные $600 млн в марте 2021 года, увеличив общий объем финансирования до $2,4 млрд и оценив компанию в $95 млрд. Теперь Stripe уступает только владеющей TikTok Bytedance, китайскому гиганту электронной коммерции Shein и SpaceX Илона Маска в звании самого дорогого стартапа в мире. (По оценкам Forbes, Патрику и Джону Коллисонам принадлежит примерно по 10% Stripe, то есть их состояние составляет по $9,5 млрд у каждого).
Коллисоны прошли долгий путь. Не по годам развитые вундеркинды 12 лет назад поразили Силиконовую долину всего девятью строками кода — это все, что разработчикам нужно было скопировать и вставить, чтобы разрешить платежи кредитными картами на своих сайтах. Теперь Stripe предлагает широкий набор финансовых инструментов для управления: от выплат водителям DoorDash до налогов на платежи в приложении Duolingo и подписки на Atlantic. Патрик и Джон Коллисон до сих пор проверяют каждый продукт перед выпуском. Они также по-прежнему лично заполняют «журналы» о любых багах, с которыми пользователи сталкиваются при использовании Stripe, и, в случае Патрика, иногда погружаются и в сам код.
«Мы не новомодный бизнес, а просто инфраструктурная компания, которую, надеюсь, мы сможем еще долго развивать», — говорит Патрик с его коротко стриженными рыжими волосами, выгоревшими на солнце после недели отпуска. «Объем работы от этого не меняется», — добавляет он.
Сегодня работать сложнее, чем год назад. Тогда самый большой вопрос о Stripe заключался в том, когда компания наконец станет публичной. Продолжающаяся пандемия, глобальный энергетический кризис и разорванная цепочка поставок в значительной степени сделали эти переживания неактуальными. В 2022 году индекс S&P 500 снизился почти на 20%, крупные технологические компании оказались в сложном положении. Ударные волны от такой нестабильности ощущают на себе большие и малые предприятия, и Stripe, обслуживающий транзакции — от задержанных заказов на велосипеды Peloton до пропавших из обращения детских смесей — тоже трясет.