Как братья-близнецы создали «женский календарь» стоимостью $230 млн
Всего за четыре года приложение-трекер для репродуктивного здоровья женщин Flo, запущенное братьями-близнецами Юрием и Дмитрием Гурскими, добралось до отметки в 100 млн скачиваний и оценки в $230 млн. Среди инвесторов приложения — основатель PayPal Питер Тиль и супермодель Наталья Водянова.
Весной 2019 года партнер венчурного фонда Haxus Алексей Губарев приехал на Мальдивы в отпуск. При регистрации менеджер отеля спросил у Губарева, где он работает, и, зайдя на сайт Haxus, нашел среди портфельных компаний фонда приложение для контроля за репродуктивным здоровьем женщин Flo. «Flo — ваш проект? Моя жена им пользуется», — сказал он и показал на телефоне фото своего новорожденного ребенка. За четыре года с момента запуска Flo партнерами фонда Haxus — братьями Дмитрием и Юрием Гурскими, оно добралось до самых удаленных мест на земле. Общее число скачиваний по всему миру в сентябре 2019-го достигло отметки 100 млн.
Во втором квартале 2019-го Flo привлек $7,5 млн инвестиций от венчурного фонда Founders Fund Питера Тиля, основателя PayPal. Помимо Haxus и Founders Fund, в проект инвестировали Flint Capital и SDVentures Дмитрия Волкова. В этом раунде инвесторы вложили в компанию $20,5 млн. Оценка Flo выросла до $230 млн, а в совет директоров приложения вошла супермодель Наталья Водянова. Чем «женский календарь» привлекает крупных инвесторов?
Розовые календарики
В 2009 году Юрий Гурский, автор идеи Flo, стал совладельцем компании Viaden Media белорусского предпринимателя Виктора Прокопени. Компания занималась разработкой приложений для фитнеса и онлайн-казино, таких как All-in Fitness и Texas Holdem Poker Free. В 2011 году Viaden Media купил израильский миллиардер Тедди Саги, основатель крупнейшего в мире производителя софта для азартных игр Playtech. Сумма сделки не разглашалась, но, по данным портала scoop.it, составила €95 млн.
«Сделка по Viaden стала одним из первых примеров продажи белорусских компаний, — рассказывает Прокопеня. — После нее многие ушли делать что-то свое: часть команды создала проект Verv, а Юра через несколько лет запустил Flo». IT-стартапы в Белоруссии стали появляться в больших количествах после издания Декрета №8 «О развитии цифровой экономики» в декабре 2017 года. Закон обеспечил комфортный правовой и налоговый режим для высокотехнологичных компаний.
Проект Verv, основанный Любовью Пашковской и Натальей Бахарь, занялся разработкой спортивных приложений и стал одним из наиболее успешных в своей отрасли: в 2018 году выручка компании составила $30 млн. Юрий Гурский в 2012 году запустил вместе с братом-близнецом Дмитрием компанию по разработке приложений Ideanomix Digital и занял пост CEO в Sport.com — часть Viaden Media, которая была выделена в отдельную компанию. Покинув Sport.com в 2014-м, через год Гурский запустил Flo. Параллельно он консультировал белорусские стартапы Maps.me (был куплен Mail.ru Group), MSQRD (куплен Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)) и Prisma (40% принадлежит Haxus). А в 2016 году несколько месяцев занимал должность вице-президента Mail.ru Group по новым продуктам.
На момент запуска Flo у женских приложений был неплохой потенциал. «Рынок не был конкурентным, на нем были только очень простые приложения, которые мы между собой называли «розовые календарики», — вспоминает Дмитрий Гурский. — Мужчинам-предпринимателям эта тема была непонятна, и в целом многие мужчины осознанно не хотели ею заниматься, а женщин-предпринимателей, к сожалению, до сих пор немного».