Как арт-группа Muslim Sisterhood борется со стереотипами о мусульманках
Muslim Sisterhood — британская арт-группа, участницы которой делают фотопроекты, продюсируют съемки для модных брендов (таких как Converse и Nike) и устраивают вечеринки для мусульманок. Рассказываем как им удается сохранять культурные и религиозные ценности — и одновременно ломать стереотипы

В 2017 году студентка лондонской школы искусств Central Saint Martins Сара Гуламали сделала серию репортажных снимков. На них были запечатлены мусульманские женщины и небинарные персоны — в естественных позах, на рабочем месте или по дороге в магазин, сочетающие в одежде стритстайл и религиозный гардероб (например, хиджаб с кроссовками). Снимки Сара совместно со своей знакомой Зейнаб Салех, которая училась в Школе изящных искусств Slade, выложила в соцсети, где их увидела Ламиса Хан — выпускница Лондонской школы экономики и сотрудница издательства. «В детстве мне приходилось трудно, потому что быть мусульманином никогда не было круто. Это изолирующий опыт, — вспоминает она. — Поэтому, когда я увидела работу [Зейнаб и Сары], я сразу же связалась с ними и попросила встретиться».
Репрезентация
Сара, Зейнаб и Ламиса основали арт-группу Muslim Sisterhood. Одной из своих задач они видели репрезентацию мусульман и особенно мусульманок — во всем многообразии этнических групп и типажей. «Например, сомалийские мусульманские девушки очень крутые, так почему же им не уделяется столько внимания, как другим девушкам?» — говорила Зейнаб в одном из интервью. «Мусульманки, которых мы видим в СМИ или модных съемках, одеты в брендовую и слишком буржуазную одежду, и мы себя с этими образами не соотносим. Даже у блогеров все выглядит гламурно, воздушно и беззаботно, но я, например, большую часть времени не снимаю [кроссовки] Air Forces», — негодовала в другом Ламиса.
Некоторых героинь Muslim Sisterhood снимали в иммигрантских районах Брик-Лейн и Брикстон — в магазинах халяльных продуктов, на рынках, в забегаловках, на улицах. Если это была студийная съемка, то для участников готовили халяльную еду, в одном из помещений организовывали молельную комнату. К работе на площадке приглашали в основном женщин.
Результатом стала серия фотопортретов, которая привлекла к арт-группе внимание крупных институций. Музей Виктории и Альберта пригласил их принять участие в ежемесячной вечерней программе Friday Lates. А журнал Dazed в 2020 году номинировал на собственную премию (каждый год он публикует список ста самых влиятельных людей, формирующих молодежную культуру). «Наша деятельность возникла из необходимости осознать, кто мы такие, из желания гордиться тем, что мы — молодые мусульманки, выросшие в в Лондоне», — рассказывали они в интервью изданию.